ДОЖАЛИ

ДОЖАЛИ

Мама – инфляция, папа – Ермак и Беня. Под таким саунд-треком будет проходить политика НБУ уже в самое ближайшее время. Кто бы ни пришел на место Смолия, ясно, что его задачами будет финансирование дефицита бюджета за счет эмиссии гривны.

Ведь дело не в одном Коломойском, атаки которого Смолий выдерживал 2 года. Глава НБУ, обычно ну очень сдержанный и хладнокровный, всё сказал в своем заявлении: причина отставки – системное политическое давление. И речь о давлении непосредственно власти – Офиса президента, его партии и лично Зеленского.

Об этом говорит и оперативная подача в Раду Зеленским постановления об увольнении, и слова Гетманцева о том, что «голоса есть», и комментарий советницы Ермака по банковским вопросам Виктории Страховой (известной лоббированием интересов Коломойского во время национализации Приватбанка) о том, что «рынки все переварят», а преемник Смолия будет «воспринят профессиональным, и международным сообществом». Ну, и конечно темнички для спикеров и ЛОМов о том, что ничего такого не произошло, Смолий не справился, листайте дальше. Ну не успевает старик за полетом экономической мысли президента, найдем достойную замену.

Какая элегантная двухходовочка офисных пацанов: сначала берем деньги у МВФ, ЕС и Мирового банка под в том числе сохранение Смолия и проводимой им политики, а потом –вжух, и этого Смолия вынуждаем уйти. На все вопросы делаем лицо кирпичом и говорим: дело не в личности, а в институциях, принципах и курсе, и мы будем его продолжать, а незаменимых у нас нет. Политические наперстки Зе-команды: смотри, Кристалина, под этим пусто, под этим капуста, а ну-ка объяви нам, где шарик наших обещаний? Не угадала. Все по-честному – ні обіцянок, ні пробачень, Зе-президент – слуга народа. Подпевай.

Но Запад прекрасно знает, что в Украине как раз всегда дело в личности, а не в институциях, которые слабы и химерны, – и все понимает правильно. И поэтому МВФ заявляет, что независимость НБУ находится в центре кредитной программы, и она должна быть сохранена. Послы G7 называют отставку прямым текстом «откатом от реформ». Ну и под давлением зарубежных инвесторов Украине приходится отменять вчерашнюю сделку по размещению еврооблигаций на 1,75 млрд долларов, 1 млрд из которых должен был пойти на финансирование бюджета. Поскольку инвесторы расценили отставку главы НБУ как риски и угрозу платежеспособности Украины. Не переварили почему-то.

В смещении Смолия был заинтересован ряд сил. Коломойский, ОПЗЖ и Медведчук, крупные экспортеры, которым нужна была слабая гривна и слабый НБУ. Но вынудили Смолия уйти именно Офис и Зеленский. Которые давно вели политику принуждения Смолия к эмиссии.

Потому что денег в бюджете нет. И взять их неоткуда. Вот залили туда прибыль НБУ за прошлый год более 40 млрд, "Нафтогаз" налогов и сборов перевел авансом на 30 млрд, западные кредиты получили. Но этого мало. Все, что удалось выжать от Смолия – это рефинанс госбанков вроде 20 млрд Укрэксимбанку на строительство дорог под залоги ОВГЗ. Не такой эмиссии ждал от НБУ Владимир Ссаныч с Ермаком – и по объемам, и по процедуре. Надо, чтобы миллиардов 300 перевел НБУ Минфину за ОВГЗ, и тот бы профинансировал все предвыборные инициативы президента. Вот это была бы социально ориентированная политика.

И такая политика и такие инициативы нужны кровь из носу, потому что рейтинг падает. Год прошел, как сон пустой, и нарид уже не хочет терпеть просто так. Где обещанные золотые горы? Вместо них Гетманцев с гаечным ключом и удавкой. Вот один из величайших лидеров и рассказывает, что с 1 сентября поднимет медикам зарплату на 25%, 50% и 70%. Что увеличит минималку на 40% - с нынешних 4723 гривен до 6500 гривен. А откуда на это деньги взять в дырявом невыполняемом бюджете? Все гениальное просто – надо напечатать! Только поближе к выборам, чтобы гривна сразу не рухнула. И единственным препятствием для грандиозных планов был НБУ. Руководство, которого Зеленский начал обвинять в «неконтролируемом укреплении» гривны, а несколько назад обвинил в нежелании поддержать инициативы президента по «дешевой ипотеке».

Затем Смолию через Совет НБУ, возглавляемый близким к Коломойскому Данилишиным, провалили продление контракта его заместителю Олегу Чурию, и прямо сказали, что не продлят контракты и по остальным его зампредам. И это только то, что известно из открытых источников. Так что все логично. «Смолий, скорее всего, не будет биться, как Гонтарева, и не будет принимать форму сосуда, куда его пытаются запихнуть, как Сытник. Смолий будет вести себя как банкир, как профессионал. Как давление станет всесторонним, и чинить препятствия работе НБУ будет непосредственно власть, он просто уйдет в отставку», - писали мы еще 12 мая. Так и произошло.

Политику НБУ можно считать чересчур консервативной, жёсткой и охлаждающей экономику. Вот только сейчас происходит первый в истории Украины финансовый кризис, при котором нет обвала гривны. Нет массовых банкротств банков, девальвации вкладов, паники и обнищания (по этим причинам) населения. Ведь многие уже забыли, как это, когда зарплата, скажем, в 600 долларов в гривневом эквиваленте за пару месяцев, а то и недель превращается в 300 или 200 долларов, и купить на нее уже можно в 2-3 раза меньше. Поэтому можно, конечно, до бесконечности говорить о том, что НБУ гипотетически не дал экономике и населению, а можно констатировать, что он не позволил отнять. И не гипотетически, а реально.

Дальше все будет, как когда-то на энергетическом рынке. Где была формула барыг и Ахметова «Роттердам+», как мы знаем – крайне злочинная и коррупционная. Но почему-то одинаковая для всех, и вытащившая энергетику из пике, и давшая возможность работать шахтам и обновлять ТЭС, и даже работать с прибылью государственным предприятиям. Например, "Центрэнерго". А потом пришли Зеленский с Коломойским. И началось справедливое ручное управление уже как бы запущенным к тому времени как бы рынком. А если называть вещи своими именами – начался хаос и грабеж ресурсов. И поэтому Герус теперь не пускает журналистов на "Центрэнерго", у которого убыток за последний год 2 млрд, а долгов – 4 млрд. И которое не платит госшахтам, и горняки приходят на Банковую. Я разберусь, говорит им президент, кто же это вам не платит. Кинем миллионов 300, и порешаем все.

Вот так же теперь будет с НБУ. Проблема Смолия, а до него Гонтаревой для людей типа Коломойского и Бахматюка состояла в чем? В том, что они не давали работать по любимой схеме «рисуем фуфло – получаем бабло». Рефинансирование государственными деньгами в обмен на пустышки, фиктивные или неправильно оцененные залоги. А сейчас схема снова заработает – на государственном уровне. С помощью НБУ будут финансировать прожекты Зеленского, латать дыры и гасить вот такие пожары вроде приходов шахтеров к президенту. Запаса прочности, как и в энергетике, на короткое время хватит, а потом нас ждет интересная осень.

Но произойдет это не сразу, и.о. до назначения нового главы останется Катерина Рожкова, коллега Гонтаревой и личный враг Коломойского. Ну и кандидатуру нового главы надо будет провести через парламент, а это сейчас большой торг, цены будут очень высокие. Что кому пообещает Офис, и что кому посулит кандидат – узнаем позже, ясно только, что платить они будут плюшками не от себя, а от государства. И социальный лифт будет, скорее всего, как в налоговой и на таможне: новый глава будет полутемной лошадкой, знающей предмет и преданной своим новым хозяевам с Банковой. Этакая финансовая Венедиктова, но хорошо бы покомпетентнее. И с крючками в биографии, за которые можно дергать. Встречавшийся с Зе глава "Укргазбанка" Шевченко – то, что нужно. Если с Колобовым и Цыплаковым получалось, то почему не получится с Зеленским и Ермаком?

И занятная деталь. Вчера Смолий подает в отставку и вчера же к НБУ от Нацкомфинуслуг переходит надзор за страховыми компаниями, кредитными союзами, ломбардами и финансовыми компаниями. Этот закон был принят по требованию МВФ в октябре прошлого года, а писали его Саша Дубинский и Гетманцев. Любопытно, это просто совпадение или стратегия – усилить оппонента новыми полномочиями, а потом занять его кресло? Больше похоже на второе, но тогда выходит, что план изначально был такой – получить первый транш, и кинуть МВФ? Неужели самый честный президент, который не ворует, оказался на это способен?

Страсти