Ракетный эсминец типа "Арли Берк" ВМС США "Карни" (Carney (DDG 64)) вошел в Черное море, присоединившись к уже присутствующему там ракетному эсминцу ВМС США "Росс" (USS Ross), который в минувшем году наносил удары по аэродрому режима Башара Асада в ответ на применение химического оружия. Столь необычную активность, последовавшую сразу после первого со времен холодной войны боестолкновения между США и РФ, ВМС США назвали "проведением морских операций по безопасности". В то же время американский представитель назвал эти корабли гарантами "защиты наших интересов по всему миру".
"Наше решение направить сразу два корабля в Черное море было принято заранее, а не в качестве реагирования на что-либо, — приводятся в заявлении слова командира эсминца Carney вице-адмирала Кристофера Грэди. — Мы работаем в выбранное нами время и в выбранном нами темпе в этом стратегически важном регионе. По своей природе корабли являются гибкими и мобильными силами, и ВМС в состоянии уникальным образом предоставлять надежные <...> силы для защиты наших интересов по всему миру".
В последний раз одновременно два корабля ВМС США находились в водах Черного моря во время американо-украинских учений Sea Breeze в июле 2017 года.
По словам чиновника, продолжающееся присутствие ВМС США в Черном море "демонстрирует нашу приверженность региональной стабильности, безопасности морской навигации наших партнеров в Черноморском регионе, а также коллективной защите наших союзников по НАТО".
Появление сразу двух ракетных эсминцев, один из которых в 2017 уже участвовал в операции по ликвидации 20 процентов потенциала ВВС Асада, последовало за инцидентом, в ходе которого американские силы 7 февраля уничтожили российскую военную колонну при вероломной попытке отбить у американских союзников — курдских Сирийских демократических сил (SDF) — нефтяное месторождение. Минобороны РФ официально отказалось признавать свою причастность к этим событиям.
Оба эсминца принадлежат к типу "Арли Бёрк" и способны выполнять разнообразные задачи благодаря своему мощному и сбалансированному вооружению, управляемому единой системой "Иджис". В совокупности оба эти корабля, присутствующие сейчас близ сирийских берегов, способны нести более 120 крылатых ракет "Томагавк" с дальностью поражения примерно 1,5 тыс. км.
В прошлом году после успешного применения 59 таких ракет по аэродрому сирийского правительства, который был в итоге полностью выведен из строя, российские эксперты заявили, что ПВО России в виде комплексов С-400, размещенных на базе РФ в Сирии, не способно перехватить "Томагавки" в случае массированного удара.
"Даже находись на базе дивизион С-300, при условии 100% эффективности он бы такой удар не сдержал", — говорил российский эксперт Василий Кашин, комментируя удар по базе Асада.
Количество запущенных по базе "Томагавков" он объяснил тем, что американцы допускали возможное задействование комплексов ПВО.
"Расходование американцами 59 ракет было нужно, чтобы исключить потерю лица, если противоположная сторона решит базу все-таки оборонять. Иначе тратить более 100 миллионов долларов на один объект не имело смысла", — заключил аналитик, отмечая, что "нанесен удар по базе огромным количеством крылатых ракет, явно рассчитанным на гарантированное преодоление мощной объектовой ПВО".