Когда закончится война в Украине? Как конфликт повлияет на международный порядок? Когда мир вернется в Европу?
Об этом пишет Карл Бильд в колонке для Washington Post.
Наблюдатели размышляли над этими вопросами, но честный ответ заключается в том, что на самом деле никто не знает. Конфликт, вероятно, будет продолжаться годами; в результате Украина будет опустошена, а россия глубоко ослаблена. Но войны заканчиваются — и есть четкий набор условий, которые могут позволить этому случиться в будущем.
Во-первых, перемены в кремле. Это война президента владимира путина. Решение вторгнуться в Украину было его и только его. Его видение — восстановление «великой россии» — стало навязчивой идеей, порожденной личными обидами. Он полагался на пропаганду и интенсивные репрессии, чтобы мобилизовать поддержку вторжению и свести к минимуму критику среди россиян, но, судя по моим беседам с недавно уехавшими русскими, у российской элиты явно отсутствует энтузиазм. Они, конечно, не хотят проиграть войну в этот момент, но большинство из них говорят, что никогда бы не начали ее.
По мере того, как боевые действия продолжаются, а закрепить территориальные приобретения становится все труднее, путин может согласиться на прекращение огня, временно и стратегически соглашаясь на меньшее, но никого не следует обманывать. Крепкая власть путина означает, что он попытается довести войну до завершения, которое, по его мнению, соответствует великим амбициям россии.
Но вполне возможно, что 69-летний путин не доживет до полной реализации своего видения. Что будет после него, можно только догадываться. Нет явного возможного преемника с политической властью, способной затянуть войну, ставшую противоречивой и непопулярную во многих кругах. Также маловероятно, что преемник разделит его одержимость Украиной. Перспектива прочного мира появится только после ухода путина.
Но убрать путина из поля зрения будет недостаточно. Второе и не менее важное условие — это закладка фундамента стабильности и безопасности Украины. Если Украина станет несостоятельным государством, без функционирующей экономики и институтов, а политическая сцена сильно расколота, мир будет недостижим.
Если Украина погрузится в хаос, даже у постпутинского кремля может возникнуть соблазн продолжить вмешательство, в то время как аппетит Европы и Соединенных Штатов к дальнейшей поддержке может начать ослабевать.
Поддержка Украины в военном отношении имеет решающее значение сегодня, но готовность Европейского Союза выполнить свое обязательство открыть двери для членства будет важнее в будущем. Прием в ЕС не панацея и не легкий процесс, но он должен стать маяком, который поможет Украине стать стабильной и устойчивой страной. На это потребуются годы, но темпы процесса в конечном итоге будут определяться способностью самих украинцев ответить на этот вызов проведением необходимых реформ.
Стране также потребуются крупные инвестиции и поддержка, но прогресс невозможен или достаточен без обеспечения безопасности. Если вопрос о членстве в НАТО не будет обсуждаться, важное значение будут иметь твердые двусторонние обязательства по оказанию помощи Украине в наращивании ее оборонных усилий. Обсуждения по этому поводу должны происходить параллельно с началом усилий по восстановлению.
Конфликт в Украине продолжается уже почти два десятилетия, но сейчас он находится в острой, опасной и, возможно, решающей кинетической фазе. Европе и мировым демократиям необходимо начать брать на себя финансовые, экономические и политические обязательства, чтобы гарантировать, что Украина избавится от российской угрозы и станет более сильной и процветающей, чем прежде.