Существует два способа взаимодействия с окружающим миром.
1. Живите лучше, а мы будем жить еще лучше.
2. Пусть мы будем жить хуже, но вам будет еще хуже.
В Европе после столетий кровопролитных войн пришли к первому способу. Кремль столетиями проповедует второй. Сторонники первого способа искренне не понимают мотивацию вторых. Зачем воевать друг с другом, если выгоднее сотрудничать?
--
С точки зрения европейцев ситуация с газом выглядит так:
"Мы заботимся о чистом воздухе. Переходим с угля и мазута на природный газ. Увеличиваем производство традиционной для человека солнечной, ветровой и гидроэнергии. Россияне тоже живут в Европе. И дышат тем же воздухом. Им это выгодно.
Мы поставляем в Россию товары и технологии в обмен на газ. Инвестируем в российские предприятия. Поставляем турбины и трубы для газопроводов. Предлагаем участвовать в водородной энергетике. Мы живем лучше, и россияне живут лучше."
--
В парадигме кремля эта же ситуация выглядит иначе:
"Все, кто не с нами, те против нас. Наши враги планируют перейти от традиционных для нас источников - нефти и газа, - на нетрадиционные солнце и ветер. Они строят планы лишить нас наших природных богатств. Тогда лучше ударить первыми.
Мы сократили поставки газа. Цена взлетела до небес. Денег в бюджете стало больше. Враги сократили поставку товаров и технологий. Деньги теперь некуда девать. Количество дворцов и черной икры у нас на столах при этом осталось прежним."
--
Агрессия против Украины развивалась по тем же лекалам. Кремль выкатил европейцам ультиматум о возвращении второго способа взаимодействия с внешним миром к границам 1997 года. Европейцы покрутили у виска. Тогда кремль ударил первым.
Пол года Европу предупреждали о готовящемся нападении. Европейцы не верили. Они искренне полагают, что соседние страны стремятся в Евросоюз не для того, чтобы навредить России, а потому что это выгодно всем, включая россиян.