Эдуард Успенский создал героев, которых знает весь мир. Его книги переведены на 25 языков, а мультипликационные герои любимы не только несколькими поколениями советских и российских детей, но и ребятами из Финляндии, Японии, Швеции, Болгарии… Чебурашка и Крокодил Гена, Матроскин и Шарик, Пластилиновая Ворона и Осьминожки были рождены писательским воображением Успенского.
Всю жизнь об нем ходили самые невероятные слухи — о сложном характере, жадности и черствости. Успенский никогда не пытался ответить обидчикам в прессе. Какой он на самом деле, знают только его близкие друзья, люди, которым он доверяет.
Этот фильм — попытка понять характер одного из самых читаемых и любимых детских писателей современности.
Как он пережил годы войны, эвакуацию и смерть отца в раннем возрасте? Почему за ним ездила машина психиатрической помощи? Как исчезли из продажи конфеты "Чебурашка"? И как дядя Федор из лесника превратился в мальчика?
Последние годы Успенский жил за городом, где компанию ему составляли многочисленные животные. Он не любил говорить о своей личной жизни и терпеть не мог себя хвалить. Немногие знают, что он сам воспитывал дочь Татьяну, печатая свои первые стихи и сказку «Крокодил Гена и его друзья» на лестничной клетке, чтобы не шуметь в квартире и не будить ребенка.
Все свои произведения Эдуард Николаевич не разрешал редактировать, зато проверял их «на детях»: приходил в больницы и школы и читал написанное. Если Эдуард Николаевич замечал, что большинство ребят отвлекаются, просто выбрасывал эту главу из книги.Если Успенский видел в ком-то талант, он не раздумывая начинал «продвигать» этого человека, помогать ему раскрыться. Именно он перевез в Москву мультипликатора Александра Татарского, художника анимации Игоря Ковалева и композитора Григория Гладкова. Работая с Эдуардом Успенским в Творческом объединении «Экран», они создали мультфильм «Пластилиновая ворона». Потом появился и мультсериал «Следствие ведут Колобки».
Он никогда не жалел денег на помощь детским домам, театрам, больницам, но запрещал рассказывать об этой материальной поддержке. А во втором браке удочерил двух девочек-близняшек, которых обучал при помощи собственноручно сделанного кукольного театра.
Своим появлением Успенскому обязаны «Радионяня», «АБВДГДейка» и программа о дворовой песне «В нашу гавань заходили корабли».
Эдуард Николаевич называл себя уличным подростком. И те, кто знал его близко, говорят, что в нем действительно жил ребенок — справедливый, резкий, но умеющий любить, помогать, фантазировать. И все, что он делал в жизни — он делал для детей, пытаясь научить их мыслить, быть свободными и никогда не предавать себя.