"ЭФФЕКТ САМОПРОПАГАНДИРОВАНИЯ" - Юрий Христензен

"ЭФФЕКТ САМОПРОПАГАНДИРОВАНИЯ" - Юрий Христензен

Сотрудник КГБ, работавший в США под прикрытием собкора ТАСС, вспоминал, что когда американцы начали разрабатывать программу Звездных войн, в Кремль вызвали советских академиков и попросили дать экспертную оценку. Академики посовещались, и решили что все это блеф. Но "собкоры" из Вашингтона продолжали слать шифровки об угрозе американской программы для СССР.

Объяснялось это просто. Смысл существования советских силовых ведомств был в отражении внешней угрозы. Если угроза была недостаточной, ее приходилось додумывать, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе. От этого зависели звания, премии и продвижение по службе миллионов людей. Поэтому в отчеты попадала смещенная в сторону алармизма информация.

--
Леонид Ильич был отгорожен от жизни обычных людей высокими стенами правительственных дач и системой охраны. Информация к нему поступала в красных папочках с генеральскими подписями, в которые ложились те самые отчеты. Еще он по вечерам любил смотреть программу "Время", а там, как несложно догадаться, пропаганда покрывала информацию, как бык овцу.

Главный редактор общественно-политических передач каждое утро звонил в Кремль и узнавал, с какой ноги сегодня встало первое лицо. От этого зависела тональность вечернего новостного блока. Редактор настолько мастерски угадывал настроение Генерального секретаря, что когда его уволили за пьянку, Брежнев устроил всем разгон за "плохие новости", и редактора пришлось вернуть.

--
Через несколько лет академиков снова вызвали в Кремль и показали им красные папочки с отчетами. Академики уловили настроение Генсека и признали, что ошиблись. В конце-концов, за разработки оружия им вручали Ленинские премии, а за проколы в прогнозах могли и посадить. Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться, чем пойти против мнения советских спецслужб.

Слушая эту историю подумалось - а ведь первое лицо в Кремле сегодня точно также черпает информацию из красных папочек. У него нет семьи в привычном понимании, и даже туалет за ним возят по миру сотрудники ФСО. Миллионы силовиков никуда не делись и также конкурируют в рисовании угроз. И эффект самопропагандирования должен быть не меньше, чем во времена СССР.

Юрий Христензен