Из-за пожаров свои леса теряет не только Сибирь, но и Амазония. В дождевых лесах Бразилии с января по конец августа зафиксировали более 75 тысяч очагов огня — на 84% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экологи уверены: пожары в Амазонии — как и в Сибири — связаны с деятельностью человека; а способствует уничтожению леса политика нынешнего президента Бразилии, крайне правого Жаира Болсонару.
Возгорания в амазонских лесах возникают каждый год. Но экологи сходятся во мнении, что пожары таких масштабов, как сейчас, связаны с намеренным выжиганием леса. Растительность выжигают местные фермеры, чтобы очистить земли для пастбищ и выращивания сельхоз культур, объясняет в интервью RFI представитель бразильского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Рауль Валле.
Рауль Валле: «Лес горит сейчас во многих штатах (Бразилии). Пожары охватили почти всю Амазонию. Особенно — юго-восточную ее часть, которую называют сельскохозяйственной границей Бразилии. В этом году пожаров намного больше, хотя и влажность в этом году больше, чем в предыдущие годы. Единственное объяснение — в том, что это не случайные возгорания, которые распространяются из-за ветра и сухости. Пожары начинаются в основном из-за животноводов и людей, которые хотят захватить земли штатов и превратить их в земли для животноводства. Не случайно больше всего пожаров — в десяти муниципалитетах, которые больше всего сделали для вырубки лесов, чтобы выращивать на этой земле сельскохозяйственные культуры или заниматься животноводством. Это значит, что лес там уничтожили надолго, возможно — навсегда».
Рауль Валле из WWF называет бразильские власти и лично президента Жаира Бонсонару главными виновниками уничтожения лесов. Экологические активисты подтверждают: фермеров действительно «подстегивает» нынешняя политика. Недавно избранный Жаир Болсонару обещал содействовать очистке от леса (дефорестации) Амазонии для сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых, ослабить экологические нормы и уменьшить штрафы за их нарушение.
Бывшая министр экологии Бразилии Марина Сильва, что нынешние власти отказываются слушать доводы ученых.
Марина Сильва: «38 тысяч очагов пожаров зафиксировали по всей Амазонии, 60% из них — на территории Бразилии. Бывшие министры, представители гражданского общества сейчас объединяются в движение. Мы обратимся в Национальный конгресс с тем, чтобы он остановил все законопроекты, идущие во вред природе. Но проблема в том, что правительство не доверяет ученым, экоактивистам, экологам. У нас экономический спад и вот что происходит: уничтожают деревья. Криминальные поджоги происходят в зонах, которые вообще не должны быть освоены».
Жаир Болсонару в четверг впервые признал, что за криминальными поджогами могут стоять фермеры, отмечает Reuters. Днем ранее он назвал зарубежные НКО виновниками лесных пожаров, не предоставив ни единого доказательства, за что подвергся шквалу критики как у себя на родине, так и на международной арене.
Амазонские пожары схожи лесными пожарами в Сибири. И те, и другие — последствия деятельности человека, объясняет руководитель противопожарного отдела Greenpeace Россия Григорий Куксин.
Григорий Куксин: «Сейчас сильнее всего горят Россия, Канада, Бразилия и Индонезия. Все эти пожары, конечно, связаны с деятельностью человека. В России — это традиция выжигания травы, традиция выжигать порубочные остатки. В Бразилии — это сжигание леса для того, чтобы обеспечить пастбища или земли для выращивания сои. В Индонезии — такая же история с выжиганиями, чтобы вырастить пальмы, из которых делают пальмовое масло. Абсолютное большинство пожаров вызвано именно деятельность человека, а именно использованием огня в хозяйстве. Просто в условиях, когда климат меняется, эти выжигания приводят к катастрофическим пожарам, а катастрофические пожары ускоряют изменения климата. Поэтому с каждым годом эти практики все более опасны».
Григорий Куксин из российского Greenpeace напоминает, что крупные леса — не только важнейшие производители кислорода, но и ключевые места для сохранения биоразнообразия и регулирования влаги на континентах. «Исчезновение лесов — это прямой путь к тому, чтобы континенты превращались в пустыни», — отмечает он.