Елена Кузьмина и Михаил Ромм: Служебный роман длиною в целую жизнь

Елена Кузьмина и Михаил Ромм: Служебный роман длиною в целую жизнь

В их жизни главным всегда был кинематограф, без которого они не представляли себе жизни. Кинематограф связал воедино две судьбы: великолепной актрисы Елены Кузьминой и гениального режиссёра Михаила Ромма. Их роман, завязавшийся на съёмочной площадке, перерос в глубокие чувства и долгую совместную жизнь. Их имена стали неразделимы, а их чувства могут служить ярким примером созидающей силы любви.

Елена Кузьмина

Елене Кузьминой было всего 16, когда она оказалась в Москве в гостях у родственников. Девочка мечтала сниматься в кино, а потому разыскала в телефонном справочнике номер известного в то время оператора Эдуарда Тиссэ и в лоб спросила его, как можно попасть в кино, минуя ВГИК. Посмеиваясь, Тиссэ посоветовал юному дарованию поступить в петроградский ФЭКС (фабрика эксцентричного актёра).

Кто бы мог подумать, что девушка воспримет совет дословно и сразу после получения аттестата о среднем образовании отправится в ФЭКС. Для поступления ей пришлось приписать себе два года. Во время экзаменов на просьбу комиссии продемонстрировать этюд, взволнованная Елена просто ответила, что именно за этим она пришла в ФЭКС: научиться показывать.

И она училась. Самозабвенно и увлеченно постигала основы мастерства, осваивала этюды, а в 1929 году она уже снималась в кино у Козинцева и Трауберга, которые были чрезвычайно довольны молодой актрисой. Елена Кузьмина, хоть и не понравилась сама себе на экране, на очередное предложение о съёмках ответила положительно.

Когда же в 1933 году ей предложил роль в фильме «Окраина» Борис Барнет, Елена Кузьмина считалась уже опытной актрисой. Во время съёмок закрутился стремительный роман, влюбленные стали мужем и женой.

Но для каждого из них семейная жизнь оказалась сплошным разочарованием. Борис Барнет ожидал, что его супруга будет сидеть дома, терпеливо ожидая прихода мужа домой и занимаясь воспитанием дочери. Елена Кузьмина не только не желала оставлять актёрскую профессию, но ещё и не собиралась мириться с постоянными изменами супруга. Он оказался знатным ловеласом и в своей увлечённости разными девушками не видел ничего плохого. Сам же он отчаянно ревновал супругу.

Елена все реже снималась в кино. Получив предложение от Михаила Ромма, она по настоянию мужа ответила отказом. Но Ромм сдаваться не собирался и в конце концов, Елена Кузьмина согласилась.

Михаил Ромм

Он не любил вспоминать свои детство и юность. Особенно смущался режиссер, когда ему задавали вопросы о работе в продотряде. Михаил Ромм старался тут же перевести тему разговора на своё творчество. Он учился в Госкиношколе, которая позже стала ВГИКом, окончил скульптурное отделение института.

Он сменил множество должностей прежде, чем ему удалось найти своё призвание. Лишь в 1931 году, попав на работу в «Союзкино», Михаил Ромм понял, чем на самом деле будет заниматься в жизни. В 1934 он снял свой первый фильм «Пышка». А затем получил разрешение на съёмки картины «Тринадцать» и позвал на одну из главных ролей актрису Елену Кузьмину.

Служебный роман

Михаил Ромм бывал довольно строг во время работы над фильмом. Его раздражали малейшие неточности в работе всей съёмочной группы, и режиссер постоянно всех критиковал. Не коснулось его недовольство лишь Елены Кузьминой. Как раз в её работе его устраивало совершенно всё. Тут же поползли слухи о романе между актрисой и режиссёром. Несмотря на то, что съёмки проходили в Средней Азии, Борису Барнету быстро сообщили об отношениях Ромма и Кузьминой.

Ревнивец прибыл на съёмочную площадку, а особо азартные участники съёмок готовы были делать ставки в пользу Барнета, бывшего боксера, удар которого Ромм выдержать просто не сможет.

К удивлению и даже разочарованию любопытствующих, между двумя режиссёрами не случилось даже потасовки. Барнет уверился, что роман его жены – это плод чьего-то разгулявшегося воображения. Правда, уезжая, он все же предупредил Лёлю, как он её называл, чтоб она и смотреть не смела в сторону Михаила Ромма.

Но Лёля была не из тех, кто слепо следует советам. Напротив, она стала присматриваться к режиссёру, находя его всё более привлекательным. Прошло совсем немного времени и уже Ромм признавался в любви актрисе. Как выяснилось, чувства его зародились задолго до их встречи. К началу съёмок фильма «Тринадцать» он успел пересмотреть все картины с участием Елены Кузьминой.

Семейно-творческий союз

Вскоре Михаил Ромм и Елена Кузьмина зарегистрировали свой брак. Их союз был одновременно семейным и творческим. Она играла во всех его фильмах, пока не вышел запрет на съемки режиссёрами жён. И первый же фильм без супруги «Убийство на улице Данте» разочаровал режиссёра, хотя и имел успех в прокате.

Тогда Ромм ушел на преподавательскую деятельность, перестав снимать кино вообще. Он воспитал множество прекрасных режиссёров, но сам шесть лет не снимал. Прервал своё творческое молчание он в 1962 году, сняв фильм «10 дней одного года». После него был «Обыкновенный фашизм», который посмотрел, без преувеличения, весь мир.

Елена Кузьмина не переставала сниматься, часто отлучаясь в творческое командировки. Но в кабинете Ромма на самом видном месте всегда висел портрет жены великого мастера.

34 года они шли по жизни рука об руку, создавая свой кинематограф, свои фильмы, свои роли. Они были друг у друга и ничто не могло разрушить их чувства. Михаил Ромм ушел из жизни в 1971 году, она – спустя 8 лет. Елена Кузьмина и её супруг покоятся рядом на Новодевичьем кладбище в Москве. Они навсегда вместе, теперь уже в лучшем из миров.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/291118/41456/