"ЭПИДЕМИИ И ИНСТИТУТЫ" - Юрий Христензен

"ЭПИДЕМИИ И ИНСТИТУТЫ" - Юрий Христензен

Вероятность погибнуть в ДТП за время жизни в целом в мире сейчас около 1%. Смертность от К-вируса среди выявленных больных примерно 5%. Если у переболевших вырабатывается иммунитет, и дети переносят болезнь легко, через год смертность от К-вируса снизится, и мы привыкнем к этой болезни, как и ко всем остальным.

В том, что мир научится жить с коронавирусом, все эксперты более-менее сходятся. Непонятно, начнем ли мы соблюдать ПДД и массово носить светоотражающие полоски, как сегодня носим медицинские маски. И здесь интересна статистика смертности от ДТП за последние сто лет в разных странах с разными институтами.

В первой половине прошлого века смертность росла с увеличением числа автомобилей на тысячу жителей. Затем начала падать сначала в Европе, а потом и в остальном мире. Не имея возможность производить автомобили и изобретать правила дорожного движения, страны третьего мира заимствовали их в первом мире.

Лучше всего сегодня показатели в Северной Европе, Великобритании и Японии. Затем идут страны Западной Европы. Затем страны, колонизированные европейцами, за исключением США. Затем США, Мексика, часть Южной Америки и страны, граничащие с Европой. Затем страны с собственным представлением об институтах.

Европейцы, пожалуй, первыми в мире осознали ценность человека. Его прав, свободы и самой жизни. Они создали институты, основанные на этой ценности. И, что более важно, они чаще осознанно придерживаются своих ценностей. Возможно, этим объясняются худшие показатели США при тех же автомобилях и тех же институтах.

В странах, где ценность человеческой жизни исторически была ниже ценности государства, смертность на дорогах выше. К таким странам относятся, например, Китай, Бразилия и Россия. Хуже всего ситуация в африканских странах, Венесуэле и других государствах, где не работают ни ценности, ни государственные институты.

Юрий Христензен