И причина этого не только и не столько в мировой экономической ситуации, а в том что 2020 год нанес нефтегзовым компаниям удар от которого они еще не скоро оправятся.
Если помните, я писал о том что саудовская Арамко была вынуждена занимать в 2020, чтобы выплатить дивиденды. А Exxon Mobil показал худший год за 40 лет.
Кажется 2020 год будет икаться нам еще долго.
Ситибанк выпустил аналитику относительно будущего международных нефтегазовых компаний.
Согласно модели Сити оказалось, что международные нефтегазовые компании, поймали торпеду 2020 года в бок во время периода трансформации, сопряженного с падением доступного запаса добычи.
Немного получше ситуация у крупных национальных компаний типа Арамко (Сити относит их в другую группу), за счет большой прибыли на баррель или кубометр. Но как вы помните херово и им.
По сравнению с уровнем 2015 года overall average reserves in place упали на 25%. Средний объем общих доступных годовых запасов теперь составляет десять лет. Причем у некоторых компаний это восемь лет(Repsol, Equinor и Shell, но у Шелл хорошая цена на баррель\кубометр).
По результатам отчетов компаний за 2020 год Ситибанк описал их ситуацию как “an impending challenge”(надвигающийся вызов), а сами результаты как trouble. В том смысле, что для нефтегазовых компаний пздц уже крадется усмішкою хижей.
Тренд по запасам был негативным и до 2020, но в 2020 все без исключения нефтегазовые компании сократили вложения, чтобы уменьшить убытки. Траты совокупно сократились больше чем на 200 миллиардов долларов, которые вместо добычи бросили в топку операционки. Я закину в каменты картиночки, они интуитивно понятны - 2020 это любый пздц во плоти.
Понятно что это связано не только с 2020, а с той самой трансформацией к карбоннейтрал и прочему зеленому движу.
Но финрынки будут считывать падение или стагнацию разведанных запасов однозначно. Как риск, как угрозу, как волатильность. Даже если рынки не сделали этого раньше, сделают после отчета Ситибанка и других отчетов, которые выйдут позже.
Что все это значит?
В условиях волатильности с объемом разведанных запасов и на фоне сокращения инвестиций и прибылей нефтегазовых компаний в 2020 году, нас ждет период относительно высоких цен на нефть и газ(как сейчас и выше). Потому что разведанные запасы падают и это не может не беспокоить рынок.
Сектор потерял стабильность в период трансформации и непонятно куда и как ему дальше расти. Цены на нефть и газ потянут за собой все остальные энергоносители и в конечном итоге и электроэнергию. Рост цен на энергоносители это рост цен на всё вообще.
Тот уровень инфляции который сейчас у нас в Украине уже есть будет расти, плюс нам инфляции еще немного подкинет мировая экономика. Потому что все печатают бабки. Даже МВФ печатает бабки. Плюс мы тоже фактически печатаем бабки в неслабых объемах по механизму рефин-госбанк-овгз-бюджет. И длина рефина в пять лет говорит нам о том, что сжигать эти бабки будут нескоро.
Я верю что по мере рост цен нефтегазовый сектор отыграет провалы 2020 года, какими бы катастрофическими они не казались, но пока нет никаких предпосылок того, что даже рост физической добычи в моменте позволит на этом этапе развития нашей планетки снизить цен на нефть. И газ. И все остальное. Потому что инвестиции в добычу требует рисковать, а кому это надо.