«Эра Теслы» - Влад Пономарь

«Эра Теслы» - Влад Пономарь

1. Если Китай перейдет на электромобили, ОПЕК можно распускать. Китай теряет интерес к нефти.
Нефтетрейдерам, в начале года бодро разворачивавшим в танкеры в сторону Азии, вероятно, в скором времени придется отправлять их обратно и искать новые рынки сбыта. По крайней мере, на Китай не стоит возлагать большие надежды. Спрос на сырую нефть здесь вряд ли будет оправдывать завышенные ожидания. Все дело в радикальном падении спроса на бензиновое топливо. Это обстоятельство вынуждает НПЗ сокращать объемы и закрывать производственные мощности несмотря на летний период, который традиционно сопровождается пиковыми показателями спроса особенно в Китае, где водители, как правило, потребляют больше топлива за счет использования кондиционеров в жаркую погоду.
Согласно прогнозам, в третьем квартале китайские НПЗ сократят свои производственные мощности примерно на 10%, что непременно отразится на показателях спроса на сырую нефть. Китайская государственная компания China Petroleum & Chemical Corp., крупнейший в мире переработчик нефти, в июне-августе сократит ежемесячный объем переработки примерно на 1 млн метрических тонн, сообщают осведомленные источники. В суточном эквиваленте сокращение объемов составит порядка 240 тыс. баррелей. Компания снижает объемы переработки второй раз за последние шестнадцать лет, ссылаясь на растущую конкуренцию со стороны частных НПЗ, а также снижение спроса на бензин.
Другие крупные китайские НПЗ, включая принадлежащий PetroChina Jinzhou, также сообщили о том, что в третьем квартале объемы перерабатываемой нефти будут снижены примерно на 6.5 тыс. баррелей в день.
По данным Bloomberg, в апреле внутренний спрос на черное золото упал на 0.3%, а потребление бензина сократилось на 6.3%, продемонстрировав снижение впервые с сентября прошлого года. «В теории, летний период должен сопровождаться пиковыми значениями потребления, - отмечает Ами Сан, аналитик исследовательской фирмы ICIS-China в Шанхае. – Но с апреля мы наблюдаем вялый спрос на бензин, а также огромную конкуренцию со стороны так называемых «самоваров», - добавляет эксперт, имея в виду менее крупные частные НПЗ страны.

Растущая конкуренция

Согласно последним аналитическим данным, в середине июня независимые китайские НПЗ работали с использованием производственных мощностей на уровне 65.14%, что является максимальным значением с декабря прошлого года. Вооружившись разрешением правительства на покупку импортной нефти, частные НПЗ за период с 2005 по 2016 годы существенно увеличили объемы производства бензинового топлива, ужесточив конкуренцию на рынке. По данным информационного агентства Shanghai Securities News, автозаправочные станции Sinopec в восточном городе Цзыбо уже предоставляют клиентам скидку в размере 2.3 юаней за каждый литр бензина, переходя к ценовой борьбе за выживание. Между тем внутренний спрос на бензин снижается катастрофически быстро. В июньском отчете Международного энергетического агентства говорится о том, что в 2017 году спрос на бензин в Китае в среднем составит 95 тыс. баррелей в день, что значительно ниже средних показателей за последние два года на уровне 230-290 тыс. Такое радикальное сокращение обусловлено рядом факторов.

Налоговая политика.

В первом полугодии 2017 года в Китае было продано меньше легковых автомобилей, чем в аналогичный период 2016 года. Это первое сокращение за последние 13 лет и связано оно в первую очередь с увеличением налога на продажу, вступившим в силу в этом году. Если раньше, покупая автомобиль с объемом двигателя до 1.6 литров, нужно было отдать государству 5% от его стоимости, то теперь ставка выросло до 7.5%, что, безусловно, демотивирует потребителей. Кроме того, сейчас мы имеем дело с эффектом статистической базы: потребители, планировавшие покупку авто, сделали ее в 2016 году, чтобы попасть под старую налоговую ставку.

Альтернативный транспорт.

В целях экономии и сокращения вредных выбросов в атмосферу многие водители постепенно переходят на альтернативные виды транспорта, например, на велосипеды, электромобили и автомобили, работающие на природном газе. «Спрос на топливо в Китае снижается на фоне растущей популярности совместного использования велосипедов, а также альтернативных видов транспорта, таких как автомобили, работающие на природном газе или электричестве», - отмечает Гуо Йифань, аналитик консалтинговой компании Sinolink Securities в Шанхае. По ее прогнозам, совместное использование велосипедов в крупных городах может сократить спрос на бензин на 1.27 млн тонн в этом году, тогда как работающие на природном газе автомобили уже вытеснили 22 млн тонн топлива, по сравнению с показателями 2016 года.

Дорогу электромобилю.

Кто бы мог подумать, но Китай превращается в лидера по использованию передовых «зеленых» технологий. По данным МЭА, в прошлом году в Китае было зарегистрировано 352 тыс. электромобилей, что почти на 200 тыс. больше, чем в США. За период с 2014 года этот показатель вырос на 381% по сравнению с приростом на 33% в США. Согласно прогнозам, в ближайшие годы эта тенденция к переходу на экологические виды транспорта будет набирать обороты, что повлечет за собой снижение спроса на бензин и, как следствие, сокращение импорта сырой нефти.

На графике представлено сравнение по числу новых электромобилей, зарегистрированных в Китае и в США за период с 2010 по 2016 годы.

Восстановления не предвидится.

Долгосрочные перспективы спроса на нефть со стороны Китая также выглядят менее благоприятно, чем предполагалось ранее. Ранее Международное энергетическое агентство понизило прогноз по общему росту спросу на нефть в Китае в 2017 году на 4% до 385 тыс. баррелей в день, при этом в июльском отчете МЭА говорится о том, что в 2018 году показатель снизится до 360 тыс. баррелей в день. При этом такая динамика будет обусловлена не только снижением темпов экономического роста в стране, но и дальнейшим сокращением спроса на бензин. Негативная тенденция в этом сегменте сохранится, даже если отбросить влияние временных факторов, таких как повышение налога на продажи автомобилей и сокращение объемов производства НПЗ на фоне профицита предложения на рынке бензина.
Учтивая неблагоприятную конъюнктуру внутреннего рынка, некоторые аналитики полагают, что Китай в скором времени начнет экспортировать продукты нефтепереработки в соседние страны, что усилит дисбаланс предложения на мировом уровне.

2. Число электрокаров и гибридов в Китае за года выросло в 18 раз.
Агентство Fitch прогнозирует, что продажи в Китае продолжат расти быстрыми темпами.
Оптимистичные прогнозы связаны с растущим спросом на электромобили в крупных китайских городах. При этом на углеводороды налагаются новые ограничения, а цена на электромобили падает. В сумме, это заставляет китайцев все больше думать о покупке гибрида или полностью электрического автомобиля. В отчете Fitch сообщается, что в ответ на снижающиеся государственные субсидии на покупку EV, сами автопроизводители будут снижать цены, чтобы не потерять покупателей.
Эксперты отмечают, что у компаний есть достаточный запас для снижения цен на свои автомобили. Для этого могут быть использованы прибыли, которые были получены в виде субсидий. Сами технологии еще позволяют делать транспорт все более выгодным и дешевым. Они отмечают, что самые большие субсидии были получены благодаря выпуску электрических автобусов. В агентстве считают, что прибыли могут пойти на масштабирование и оптимизацию производства, что в конечном итоге повлечет удешевление.
Щедрые государственные субсидии были важной составляющей успеха электрических и гибридных автомобилей в Китае. За время их предоставления продажи транспорта с новыми типами двигателей выросли в разы. Так с 2013 по 2015 года был зафиксирован 18-кратный рост. Многие считали, что после сокращения субсидий ситуация изменится, но прогнозы говорят об обратном.
В 2016, в результате вскрывшихся мошеннических механизмов, процесс предоставления субсидий ужесточили, а их размер снизили на 20%. После этого рост продаж сократился на 50%, но в Fitch это назвали краткосрочным явлением. Уже к 2020 году ежегодное число проданных автомобилей достигнет 2 млн против 507,000 в 2016. В ближайшее время цены на электротранспорт в Китае будут падать, конкуренция и выбор будут расти. Никакое сокращение субсидий не изменит этот тренд, считают аналитики Fitch.
Китайский рынок электромобилей интересен для автопроизводителей со всего мира. Ранее стало известно, что немецкий концерн Daimler и автопроизводитель из КНР BAIC вложат $735 млн в развитие производства электромобилей в Китае.

3. К 2035 году в ЕС будут продавать только электромобили — исследование.
Согласно выводам исследования голландского банка ING к 2035 году в ЕС все продающиеся автомобили будут электрическими.
Данная информация была опубликована в докладе «Прорыв электромобилей угрожает европейским автоконцернам» от нидерландского банка ING.
В ING считают, что популяризации электрокаров в Европе поспособствуют госпрограммы, направленные на поддержку этой отрасли автомобилестроения, а также падение стоимости производства литий-ионных батарей.
Между тем, отмечается в докладе, распространение электромобилей может крайне негативно сказаться на европейских автопроизводителей, ведь на них приходится только 3% выпуска литий-ионных батарей. Они могут уступить в борьбе за рынок компаниям из Америки и Азии.

4. Компания Porsche готова навсегда отказаться от дизельных моделей в пользу электромобилей.

5. Ветропарки на 50% обеспечили Литву электроэнергией в первой половине 2017 года.

6. Добыча нефти в США на 14.07.2017 составила 9,429 млн баррелей в сутки.
(1) Domestic Production6 .................... 9,429 9,397 +32

7. Поток в никуда: "Газпром" строит трубу в Турцию без разрешений.

8. Добыча нефти в Ливии достигла четырехлетних максимумов.
Нефтяной босс Ливии бросает вызов ОПЕК и России.
(Bloomberg) - Восстановление добычи нефти в Ливии подрывает усилия по ограничению добычи, предпринимаемые под руководством Саудовской Аравии и России. Но любые призывы к проявлению сдержанности со стороны этого члена ОПЕК, вероятно, будут отклонены технократом, курирующим экономическое возрождение страны.

Влад Пономарь