"ЕС договорился радикально сократить закупки нефти и газа" - Влад Пономарь

"ЕС договорился радикально сократить закупки нефти и газа" - Влад Пономарь

Нефтедолларовый конвейер, который с советских времен снабжает российскую экономику валютой, доживает свои последние годы.
ЕС - крупнейший потребитель российских углеводородов - намерен уже в ближайшее время резко сократить импорт нефти и газа.
В пятницу лидеры ЕС договорились ужесточить план по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу, сообщил глава Евросовета Шарль Мишель.
Изначальный план предполагал, что к 2030г выбросы парниковых газов должны упасть на 40% от уровня 1990г. Новая цель - «минимум 55%», написал Мишель в Twitter.
«Позеленеть» придется прежде всего энергетическому сектору: на него приходится 75% выбросов в ЕС. Для реализации амбициозной программы к 2030г потребление нефти должно снизиться почти на треть, а газа - на четверть, предупреждает еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.
В денежном выражении ЕС намерен снизить расходы на импорт углеводородов на 100 млрд евро.
К 2050г ЕС ставит цель полностью отказаться от ископаемых видов топлива.

В июле Еврокомиссия одобрила две стратегии, направленные на достижение «климатической нейтральности». Первая требует создание единого энергорынка и диверсификацию поставщиков, вторая - массовое производство чистого водорода в энергетических целях.
Европейские страны намерены отказаться как от нефти, так и от метана (природного газа), на замену которому должны прийти «декарбонизированные газы», прежде всего водород.
Для России политика ЕС означает слом существующей с 1970х гг модели экономики, когда углеводороды вывозятся на Запад, а на вырученную валюту покупается все то, что страна не в состоянии произвести самостоятельно.
По итогам прошлого года из $419 млрд экспортных доходов России 60% обеспечили три товара: сырая нефть ($121,4 млрд), нефтепродукты ($66,9 млрд) и природный газ ($19 млрд). Половина этих поступлений пришла из Европы, где доля российской нефти в потреблении достигает 30%, а газа - 40%.
Экспортные доходы - это «нить», связывающая Россию с потреблением из развитого мира.
Российская экономика устроена очень просто, а ее место в глобальных производственных цепочках не меняется годами: продают за рубеж сырье, металлы, лес и оружие, а закупают за границей сложную технику и потребительские товары.
На сложную продукцию в экспорте - машины и оборудование - пришлось всего 6,3%, причем ее продажи сократились как в весе (на 4,1%), так и в долларах (на 5%).
Многочисленные планы слезть с нефтяной иглы, включая майские указы о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест к 2018г, раз за разом остаются на бумаге. Более того, вес сырьевого сектора в ВВП только увеличивается: если в 2002г он составлял 6,66%, то в 2018-м - уже 13,8%. Доля обрабатывающего сектора - фабрик и заводов, не связанных с углеводородной трубой, - за 16 лет опустилась с 17,17% до 14,3%.
План «прорыва» к мировым темпам роста, анонсированный Кремлем в 2018г, требовал увеличить несырьевой неэнергетический экспорт до $350 млрд к 2024г. Согласно плану, уже в прошлом году Россия должна была продать за рубеж что-либо, кроме углеводородов, на $240 млрд. Фактически выручить удалось $190 млрд.
Российская экономика «свирепа». На 146 млн человек за год в стране производится 744 детские коляски, одна юбка на 26 женщин, одна пара носков на человека, один электрический чайник на 500 с лишним семейств и 3-4 доллара вычислительной техники на душу населения.
Потеря крупнейшего рынка сбыта энергоносителей и главного источника иностранной валюты признается угрозой на уровне высшего руководства страны.
В энергостратегии, которую Путин утвердил в мае прошлого года, «увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом топливно-энергетическом балансе» включено в перечень основных вызовов для безопасности страны, равно как «замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры, в том числе вследствие замещения нефтепродуктов другими видами энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Последствиями реализации таких рисков названы «снижение финансовой устойчивости», повышение тарифов на энергию, «уменьшение налоговых, таможенных и иных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ», а также «причинение вреда жизни и здоровью граждан».