"ЕСЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ПЕРЕДАДУТ ПОД КОНТРОЛЬ ШОУ-БИЗНЕСА, ТОГДА..." - Александр Гончаров

"ЕСЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ПЕРЕДАДУТ ПОД КОНТРОЛЬ ШОУ-БИЗНЕСА, ТОГДА..." - Александр Гончаров

... ТОГДА УЖЕ ВСЁ - ТУШИ СВЕТ

Итак, мы уже находимся на пороге очередной огромной структурной перестройки украинского энергетического рынка, где сферы влияния и интересы топ-чиновников изменятся буквально на наших глазах.

Судите сами, на вопрос тележурналистки Натальи Мосейчук, будет ли возвращать государство себе предприятия, которые когда-то достались олигархам «в эпоху стремительного накопления капитала», Президент Владимир Зеленский откровенно и прямо ответил, что там, где это позволяет Закон, возвращать надо (особенно в условиях, когда Украине важно обеспечить надежность энергетики зимой) и уточнил: «Некоторые энергетические объекты должны вернуться под контроль государства, чтобы не было тех или иных рисков... Это абсолютно требование военного времени».

К чему это приведет - узнаем в ближайшее время. Будем активно следить. Однако, не являясь адвокатом олигархов, справедливости ради должен честно признать, что тема реприватизации обязательно поднималась в преддверии каждых очередных выборов в Верховную Раду. И постоянно ко мне обращались политики с вопросом, а что бы я лично порекомендовал сделать с наследством нечестной приватизации лихих 90-х?

Словом, какие у меня есть на этот счет предложения, чтобы не проводить национализацию или реприватизацию? Тезисно отвечаю.

     Во-первых, можно ввести своеобразный налог на приватизацию 90-х или приватизационный налог, который должен подправить имидж крупного бизнеса. Но какой должна быть ставка? И какие конкретно поправки в налоговый кодекс надо будет внести? Наконец, как это администрировать? Безусловно, ответы на все эти вопросы можно найти.

     Во-вторых, возможно создать благотворительный фонд, в который добровольно отчислять определенный процент от выручки ранее приватизированных предприятий. Или увеличить отчисления в пенсионный фонд.

     В-третьих, в большей степени настаивал бы на оценочном варианте. А именно - заново оценить стоимость актива и с учетом соответствующей процентной ставки на удешевление капитала выплатить справедливую рыночную стоимость.

     Наконец, надо поставить еще и такой вопрос: что в настоящее время в Украине считать богатством и как облагать налогом предметы роскоши? Думаю, налог на богатство должен стать общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие украинской экономики в пользу сверхпотребления и фискальное значение этой меры будет, скорее всего морально-этическим. Однако, четких параметров, что будет признаваться богатством, пока нет. Тем не менее, предлагаю распространить такой налог не только на физических, а и на юридических лиц. При этом, налог на богатство не должен затронуть средний класс.

     Конечно, нельзя справедливо распределить собственность, но можно создать справедливые правила игры, по которым люди, наделенные умом, талантом и трудолюбием, займут достойное место «наверху». Но только бы не повторялся опыт управления украинскими госкорпорациями, например, «УЗ» и «Нафтогаза», вчерашними представителями шоу-бизнеса.