ЕСЛИ ВЫ ТАКИЕ УМНЫЕ, ПОЧЕМУ ТАКИЕ БЕДНЫЕ?

ЕСЛИ ВЫ ТАКИЕ УМНЫЕ, ПОЧЕМУ ТАКИЕ БЕДНЫЕ?

Резонный вопрос, который задают избиратели молодым украинским партиям. Начну с нарратива.

--
Весной я участвовал в межпартийном тренинге для политтехнологов кандидатов в депутаты. Там присутствовали как молодые партии, так и проверенные временем политические бренды. Во время одного из заданий нас разбили на четыре команды и поручили презентовать мотивирующий месседж для фандрайзинга в предвыборный фонд кандидата в нардепы.

Одна из команд раздала всем листики и попросила написать сумму, которую каждый готов был пожертвовать после презентации месседжа. Цифры на листиках разбились на две группы - с четырьмя и с двумя нулями. Первую группу составили технологи политических брендов, вторую члены малых партий. Всего таким образом нафандрайзили для кандидата 95 тыс условных гривен.

Следующая группа после своей презентации провела похожий эксперимент, но вместо листиков пустила по кругу шапку для сбора реальных гденег. Цифры разбились на две группы - с одним нулем и одна гривна. В первую группу вошли члены малых партий, а во вторую технологи известных политических брендов. Всего таким образом насобирали 93 реальные гривны.

Политтехнологи брендов измеряют стоимость предвыборной кампании в рекламном времени, сотнях билбордов, тиражах газет и прочей макулатуре. Фандрайзинг для них это крупные взносы от олигархов, финансирующих политпроеты. Когда эти же политтехнологи стали на место избирателя, вопрос о деньгах застал из врасплох. Они не привыкли, чтобы избиратели брендов что-то жертвовали.

Те, кто занимается строительством молодых украинских партий, понимают цену каждой гривне. Потому что поддержка думающего избирателя это не только деньги и голос, но и реклама на сотни гривен среди его друзей и знакомых. Это репосты в соцсетях, волонтеры - все то, что необходимо для реальной избирательной кампании, а не соревнования политтехнологий.

--
Ответ на вопрос в заголовке достаточно прост. Тридцать пожертвований по полтора миллиона, которые мы видим в отчете нового президента, больше, чем три тысячи взносов по сто гривен, которые указаны в декларации соседней по алфавиту политической партии. Разница не только в деньгах, но и в таких несущественных для украинской политики вещах, как миссия и ценности.

Вопрос в заголовке можно задать не только молодым украинским партиям, но и самим избирателям. Если мы такие умные, то почему так плохо живем? А если нас дурят, то почему мы позволяем себя дурить и активно участвуем в этом процессе? Почему мы упорно не замечаем простых двухходовых схем: деньги - получение депутатского мандата - слова деньги?

--
Мешочек с собранными на межпартийном тренинге гривнами лежит у меня дома. Оказалось, что я внес в него половину суммы. Теперь думаю, куда этот мешочек применить. Как деньги это бессмысленная вещь. Как экспонат для музея демократии больше подходит. Но я мечтаю прикрутить к нему нарратив и использовать на благо избирателей. Если не этих, так будущих.

Юрий Христензен