Пелевин сравнивал русский народ со стоящей в темном и грязном сарае табуреткой, на которой сидит чья-то задница. При этом задница разъяснила табуретке, что ей не стоит интересоваться, чья она и почему на нее села, а думать о национальной идее…
Сегодня, в годовщину исторических дебатов на стадионе, есть ощущение, что это определение подходит для доброй половины украинских избирателей. С той лишь разницей, что в сарае повесили огромную плазму и показывают по ней «Слугу народа» и «Вечерний квартал» с задницей в главной роли. Так что не остается времени даже подумать о национальной идее.
Итак, год прошел как сон пустой, но фокус даже не в том, что Зеленский не выполнил ни одного своего обещания. А в том, что, несмотря на то, что он их не выполнил, уровень его поддержки колеблется в пределах 50% респондентов. Даже если допустить, что социологи заряжены, то пусть 45% или даже 40%. Все равно это огромные цифры. Почему?
Еще во время президентской кампании прошлого года мы писали о том, что после победы Зеленского сериал «Слуга народа» продолжится. И никто очки дополненной реальности, надетые креативными ребятами на миллионы украинцев, снимать не будет. Сигнал будет транслироваться непрерывно.
Так и получилось. Вопрос «почему?» - вечный и риторический вопрос спроса и предложения. Гордон продает пирамиды «Юшинсе», потому что их покупают. Обман существует, потому что есть люди, которых обмануть нетрудно, и кто обманываться рад. Так сказать, покуда есть на свете дураки…
Однако нельзя не признать, что сценаристы Зеленского – это большие PR-асы. Как они чувствуют зал! Как только зритель заскучал, не хлопает, начал отвлекаться – меняют картинку. Согласитесь, занятная эволюция Зе-образа за год. То он Голобородько из сериала. То он бацька Лукашенко, который ездит по стране и строит чертей-чиновников. То он прогрессивный хипстер в Тесле, которую на лафете возят по Киеву. Мгновенное реагирование на зрительский отклик. Далеко от народа? Вот вам тогда пляж, шаурма и Макдональдс. Не отвечает на вопросы журналистов? А нате вам пресс-марафон: на стопятьсот вопросов отвечает уставший лидер, дежурный по стране. Правда, ни одного вразумительного ответа, но это уже стопятьсотпервый вопрос, который никому не интересен.
Вот уже Зеленский бегает по правительственному кварталу с микрофоном на животе, рассказывая о достижениях и здороваясь с прохожими! Кто еще так мог? Коррупционные тарифы барыг не упали, а растут? Получите сцену с Гончаруком – заботливый отец: что там у людей в платежках, приказываю снизить. Достижений нет, вместо 40% роста – падение ВВП впервые за пять лет, экономика валится еще до коронавируса? Внимание! Включаем режим «миротворец». И вот Зеленский уже в студии у Шустера в хаки и берцах – извините, я к вам таки прямо с фронта, видите, вот тут еще дымится, пуля прошла навылет, мозг не задет. Новогоднее поздравление: украинцам не нужен Бандера, если улица заасфальтирована и освещена. Еще более ёмко эту мысль позже выразит депутат «СН» Качура: лучшая идеология – полный холодильник.
Ну разве не красавчики Шефиры и Ко? Выиграть выборы на минусовке Порошенко – это только полдела, а ты попробуй удержи рейтинг, не выполняя обещаний и не удовлетворяя базовых потребностей людей. То самое легендарное «хуже не будет» и «сильные будут заботиться». В то время, когда хуже стало еще до короны, а сильные заботятся, но только о себе. Да и с идеологией в холодильнике – все напряженней с каждым днем. Но креативные ребята вот уже 11 месяцев умудряются выстраивать коммуникацию с обществом так, что 50% избирателей доверяют мультперсонажу, которого они принимают за президента. Вместо Зеленского легко мог быть, например, Губка Боб. И ему бы тоже доверяли 50%.
С учетом того, что ребятам приходится транслировать ноль как единицу, справляются они мастерски. Поддерживают интерес и эмпатию к главному герою. Все, что происходит в стране позитивного – это Зеленский. Обмен пленными, самолет прилетел с тестами, какой-то там электронный сервис запустили, погас на время пожар в Чернобыле – это все он. За негатив он не отвечает, негатив перебрасывают на окружение. Плохие бояре. Они отвечают за экономику, правоохранительную систему и суды. Короче, Бог адом не занимается.
Зеленского спасают как рядового Райана и выводят из-под огня. И отстраивают от всего плохого. Дошло до того, что Зеленский уже заявляет, что «Слуга народа» - это уже как бы не его партия. Он им только дал паруса и ветер. А то, что они решили продать груз, переколоть друг друга кинжалами и утонуть – что ж, это их выбор. Президента те, которые там внизу, политические мыши и крысы – не волнуют. Он – над схваткой. Он супервайзер, арбитр и стратег. И вот в это все, оказывается, верит до 50% респондентов.
Но верят они в это не только по причине мастерства команды. А еще по двум причинам. Еще не было скандала, из которого бы следовало, что Зеленский лично замешан в коррупции. Ермак, он же Казначей, он же Миша, в свободное от агентурной работы время продающий должности, скрутки в ГФС на 10 млрд грн ежемесячно, Коломойский, грабящий государство в Укрнафте, Центрэнерго и авиации – все это пока не производит впечатление на народонаселение. Как и то, что при коррупционных барыгах почему-то экономика росла пять лет, а госпредприятия были прибыльными, а при честном Зе – все наоборот. Парадокс. Простота хуже воровства? Нет, это все бояре, царь хороший.
И, возможно, главная причина доверия к Губке Бобу – телевизор. Как только в телевизоре скажут, что Ермак – это Зеленский, Коломойский – это Зеленский, скрутки в ГФС – это Зеленский, не будет никакого доверия в 50%. А когда скажут, что Зеленский убил брата в Кривом Роге – вообще не будет никакого Зеленского. А почему не говорят? А потому что Губка Боб как был продуктом консенсуса четырех главных ФПГ (Коломойский, Пинчук, Фирташ – за, Ахметов – воздержался) страны, которым принадлежит десятка главных национальных телеканалов, так им и остается. Молчание телевизора означает, что он по-прежнему является выразителем их интересов. Их люди в Кабмине, министерствах и ведомствах, правоохранительных органах.
И поэтому нет никакой победы над Коломойским, ну не смешите, Виталий Шабунин. Сохранение «Приватбанка» - это не победа, а попытка отражения одной, только одной, атаки Коломойского. И для этого понадобилось давление Запада лично на президента и мобилизация всех ресурсов власти. Победа над Коломойским – это суд над ним за украденные у государства миллиарды. А сейчас ему просто не дают зайти на еще одно чужое поле, о возврате украденного им и речи нет. В каком глубоком месте находятся уголовные дела по «Приватбанку», почему нет производств по фактическому захвату «Центрэнерго?». Что там у НАБУ по похищению нефти и выведению средств из «Укрнафты» на 15 млрд? По долгам «Украэроруха?». По тарифам «Укрэнерго»? По открытию импорта российской электроэнергии?
И наоборот – как насчет выемок документов днепровской полицией в головном офисе Приватбанка в сентябре прошлого года? Как насчет решения ВАКСа (открытия которого так ждал Шабунин с Сытником) открыть дело против главы правления Приватбанка Крумханзла? Как насчет полного очищения ВАКСом двухэтажного прокурора Коломойского – Кулика? Которого Коломойский готовит для великих дел. Как насчет расследования сожжения дома и авто семьи Гонтаревой, личного врага Коломойского?
Коломойский при Зеленском получил все, что хотел, и только не смог зайти за красные линии, которые начертил Зеленскому Запад – НАБУ, НБУ, Приватбанк. Запад-то интересует не «Приватбанк» и не Коломойский, а чтобы Украина шла в сторону Польши, а не Приднестровья. Чтобы была частью западной цивилизации, а не русского мира. Третьего пути нет. И рецепт движения к цивилизации один: разделение властей, свободные выборы, независимый парламент, суды и правоохранительные органы.
При Зеленском из этого списка остались только свободные выборы. Но воспользоваться ими он не смог: собрал фракцию случайных людей и аватаров, ориентированных на своих хозяев, а затем, когда фракция себя дискредитировала, отказался от связи с ней.
Государственных институций при Зеленском нет. Есть чьи-то вотчины, зоны влияния. Креативные ребята, собственно, и не строили институции – они строили продакшн. А все решения принимаются вручную, кулуарно. Пример – работа ГБР, которое, как рассказали нам пленки Трубы, управлялось из Офиса президента – Богданом, адвокатом Портнова Смирновым и самим Зеленским. Активно лоббируя при этом интересы Коломойского.
Правоохранительная система – серпентарий, накрытый одеялом Офиса президента, на котором лежит Коломойский. Первый среди равных. МВД – феодальное княжество. Влияющее на САП, Офис генпрокурора и частично ГБР. СБУ, несмотря на тонны обещаний Зеленского, так и не было реформировано, и живет своей жизнью. Генпрокурор пытается угодить президенту, и не обидеть при этом главу МВД и Портнова. ГБР в шпагате между Портновым и МВД с Венедиктовой. «Наш сукин сын» в НАБУ собирает компромат по заданию демократического обкома. Ну а судебная система чуть более чем полностью легла под экс-соратника Януковича, союзника Коломойского и друга России – Портнова.
Все это очень не похоже на строительство правового государства и создание условий для привлечения инвестиций для экономического роста. Все это не похоже на условный план Маршалла, который бы так пригодился в нынешней экономической ситуации, а больше похоже на план Путина, спонтанно осуществляемый не столько искусными, сколько тупыми и жадными руками. Если первый год Зе был годом веселого хаоса, то второй будет годом хаоса если не трагического, то драматического – на фоне падения экономики обострится борьба за ресурсы, нас ждет волна рейдерского перераспределения собственности при поддержке госаппарата.