"ЭТО ЕЩЁ УЖАС, ИЛИ УЖЕ УЖАС-УЖАС?" - Юрий Христензен

"ЭТО ЕЩЁ УЖАС, ИЛИ УЖЕ УЖАС-УЖАС?" - Юрий Христензен

Непосредственными участниками событий становятся единицы, десятки, сотни, тысячи людей. Остальные узнают о событиях из СМИ и соцсетей. Тот, кто финансирует телевидение, билборды, бесплатные газеты для пенсионеров и полчища троллей для обитателей интернета, владеет умами сотен тысяч и миллионов людей - потребителей информации.

В Одессе большая часть региональных СМИ принадлежит "бизнесменам", находящимся на политтехнологическом аутсерсинге Управления внутренней политики Администрации президента РФ. В местных пабликах пасутся пригожинские тролли. Вместе они создают видимость большинства, которое мыслит в терминах кремлевской пропаганды.

--
Социолог Лариса Вирнина выложила у себя на страничке свежий опрос одесситов. По нему видно, как реальное большинство повторяет тезисы, распространяемые пропагандой. Это эффект "спирали молчания", когда людям комфортнее следовать за мнением других людей, даже если это синтетически созданное пропагандистами "большинство".

На первом скриншоте мнение одесситов об оккупации Крыма и части Донбасса. Больше половины не считают, что в этом замешана Россия.

Двое из пяти категорически не согласны с причастностью Кремля к вооруженной агрессии против Украины. Если бы социологи задали наводящий вопрос, они услышали бы о "фашистах" и "угрозе НАТО".

--
На втором сриншоте мнение одесситов о желаемых союзах.

Здесь уже не ужас-ужас, а просто ужас. Многие бывали в Европе, и треть согласна на союз с ЕС. Четверть ратует за вступление в "Таможенный союз" со страной, которую они не считают агрессором. И почти половина не хочет вступать никуда, оставаясь буфером между Россией и ЕС.

Сегодня происходит не то, что происходит, а то, что покажут по телевизору. В бесплатной газете одесского экс-нардепа пишут о "крысах вашингтонского обкома", которые "пытаются рассорить Украину с Россией". Платные тролли в соцсетях постят одинаковые комментарии об ужасах в разложившейся "Гейропе". Кто же в таких условиях захочет в ЕС?

--
Интересен ответ одесситов на прямые и косвенные вопросы об одном и том же, которые социологи задали накануне местных выборов. На косвенный вопрос - "Готовы ли избиратели проголосовать за кандидатов женщину, старше 65 лет, неодессита и бандита?" - ответы распределились следующим образом:

- женщина - 78%;
- старше 65 лет - 52%;
- неодессит - 52%;
- бандит - 39%.

При этом на прямой вопрос единственная женщина в списке получила 0,2%, бывший мэр старше 65 лет 4%, кандидат из Днепра 3%, а находящийся под следствием бывший бандит 46%. Потому что с подельниками по разворовыванию городского бюджета он владеет львиной долей одесских СМИ.

--
По муниципальному опросу около 2% одесситов участвуют в политической и гражданской активности. Остальные 98% узнают о событиях из СМИ. Поэтому те, кто вкладывает часть украденных денег в содержание телеканалов, газет и финансирование ботоферм, получают конкурентное преимущество перед теми, кто занимается политикой.


Говорить правду легко и приятно. Зато распространять пропаганду эффективно. Потому что 2% никогда не переубедят 98%. Потому что пропаганда ярче и привлекательнее правды. И это не закончится до тех пор, покуда не изменится соотношение тех, кто участвует в жизни города, и тех, кто ориентируется на яркую и привлекательную пропаганду.

Юрий Христензен