Когда украинец, вздыхая, идёт отдавать на вулканизацию пробитое на омерзительной дороге колесо, он бурчит себе под нос что-то вроде «когда уже дороги будут как в Европе», он имеет в виду Европу не географическую. Географически и он, и колесо, и та самая омерзительная дорога находятся, конечно, в Европе. Европе от Гибралтара по Урал.
Когда поляк собирается выезжать на заработки «do Europy», он имеет в виду Европу не политическую. Политически Польша в Европе: и в Евросоюзе, и в Шенгенском договоре, и даже в НАТО.
Когда россиянин говорит, что его, мол, православной стране не по пути с Европой, он имеет в виду не религиозную Европу. С религиозной точки зрения в Европе, да и в Евросоюзе, полно православных стран, да и мусульманские есть.
Это потому, что у нас (не только в Украине, конечно, но в бывших странах соцлагеря) Европа стала примерно тем же, чем был Святой Грааль для европейцев в Средние века. Символом. Архетипом. Чем-то совершенным, безумно прекрасным, идеальным — но при этом абсолютно недостижимым.
Европа всегда на горизонте, всегда недостижима — ибо как можно достигнуть горизонта? Европа идеальна и безупречна. В Европе ровные дороги и высокие зарплаты. В Европе нет коррупции. Европа прекрасна и совершенна.
Как Грааль.
Это, конечно, полная чушь и фигня. И в Европе (Евросоюзе, если быть точным) есть хреновые дороги. Есть итальянская мафия, которая коррумпирует, коррумпирует да и выкоррумпирует всех политиков, до которых дотянется. Европа — это и Румыния с продажными политиками, и Болгария с хреновой экономикой, и Греция с вечно нависающим дефолтом, и Франция с мигрантами. Проблем, понятное дело, хватает. Где-то мы далеко впереди многих европейских стран: у нас разрешены аборты, церковь отделена от государства больше, чем в Польше или на Кипре, общество влияет на политику больше, чем в Болгарии, и так далее, и тому подобное. Но мы забываем об этом. Мы всем сердцем жаждем идеала. И находим его в иллюзорной Европе, куда мы идём, идём, как рыцари Артура за Граалем, и вопрос уже не в Граале, а в его поиске, не в результате, а в процессе. Европа, Грааль наших мозгов — она без итальянской мафии и греческих дефолтов. Она совершенна, она без изъяна.
Но мы забываем об одной простой вещи. Чтобы найти Грааль, надо страдать.
Мы инфицированы социализмом. Бесплатными больницами, бесплатными университетами, низкими тарифами, всё вокруг народное, всё вокруг моё. Мы мало понимаем, что земля должна продаваться, ибо она товар, что государство худший хозяин, чем бизнесмен, что частная, сука, собственность неприкосновенна, что налоги надо платить и что за неправильно припаркованную машину прилетает штраф, даже если ты на пять минут и только спросить. Что тот самый европейский Грааль — это всего лишь другой социальный договор. Договор болезненный, пока не войдёт в привычку. Договор, который всему даёт цену — и его нарушению в первую очередь.
Когда украинское государство начало вполне европейскую реформу децентрализации, мэры городов, в которых стали оставаться налоги, начали тупо класть эти бабки на депозит вместо того, чтобы запустить их в ремонты инфраструктуры, а жители этих городов ещё лет десять по старой привычке будут клясть за разбитые дороги президента. Когда государство предложило создавать ОСББ, выяснилось, что подавляющему большинству украинцев не хочется ничего решать. Когда началась война и призыв в армию… ну, вы поняли. Бескрайние клубничные просторы Польши ждут вас.
Это не потому, что народ у нас плохой. Меня даже само слово «народ» бесит, если честно. За последние годы мы стали нацией. Вполне себе европейской нацией, с ворами и полицейскими, с героями и трусами, с теми, кто меняет, и теми, кто препятствует.
Дорога к Граалю длинная. И мы идём по ней, как до нас шли чехи и поляки, латыши и эстонцы, венгры и румыны. Где-то спотыкаясь, где-то обгоняя. Но идём мы правильно.
Только путь никогда не закончится. Галахад вознесён, другого не будет.
Надо просто идти. И где-то там, впереди, мы всегда будем видеть Грааль.