Европарламент назвал прошедшие в России президентские выборы нелегитимными. Что дальше?

Европарламент назвал прошедшие в России президентские выборы нелегитимными. Что дальше?

Европарламент принял резолюцию, в которой назвал прошедшие в России в марте 2024 года выборы президента «нелегитимными» и призвал Евросоюз активнее поддерживать российских диссидентов, правозащитников и других противников режима Владимира Путина.

Многие сомневались, что евродепутаты смогут договориться о формулировках до выборов нового состава Европейского парламента. Теперь, когда им это удалось, у российского антипутинского сопротивления появляется шанс продвинуться дальше и добиться хотя бы от некоторых стран ЕС непризнания Путина как президента России, что повлечет за собой реальные последствия в международной политике.

Выборы незаконны, но Путин — президент

Стоит сразу отметить, что российская оппозиция начала призывать ЕС, США и другие демократические страны отказать российскому диктатору в признании по аналогии с беларусским узурпатором Александром Лукашенко еще до специальной электоральной операции марта 2024 года, которую российские власти пытаются выдать за президентские выборы. После убийства Алексея Навального эти призывы стали заметно громче, и многим казалось, что такое решение практически неизбежно. Особенно после прямых призывов к непризнанию Путина главой России со стороны вдовы убитого оппозиционера Юлии Навальной.

В реальности однако это было практически невероятно. Европейский политический класс все еще не готов к тому, чтобы прекратить признавать Владимира Путина. Ведь это может повлечь за собой массу самых разнообразных, часто нежелательных для европейцев, последствий. Например, непризнание Путина приведет к тому, что придется прекратить полномочия российских представителей везде, включая Совет безопасности ООН — российская власть устроена так, что президент назначает и послов.

Другая очевидная проблема — переговоры по Украине. Они рано или поздно начнутся, говорят некоторые политики в ЕС. Войны заканчиваются только переговорами. А с кем их проводить, если не признавать Путина президентом России? Ведь никто не верит, что он потеряет власть или в ближайшее время умрет.

Очевидная «страшилка» — ядерное оружие. Нельзя полностью исключить Путина из международной политики. Избиратели в демократических странах этого не поймут, ведь многие из них боятся, что он обидится и сбросит куда-нибудь ядерную бомбу. Даром что Россия не применила это оружие даже в тот момент, когда реально была опасность потерпеть поражение в войне против Украины. С чего бы ей использовать ядерную бомбу сейчас?

О последней причине прямо никто сейчас говорить не будет, но работающий с Россией бизнес остается. Европа покупает российский сжиженный газ, мировым рынкам нужна для стабильности российская нефть. И даже банальнее: французская компания ремонтирует самолеты Путина, а немецкая участвует в строительстве в оккупированном украинском Мариуполе. Все эти бизнесмены пользуются достаточным влиянием и не утратили лоббистские возможности.

Увлекательная политология

Результатом этих реальных и мнимых проблем стала позиция европейского политического класса, который готов признать прошедшие в марте 2024 года выборы президента России незаконными и нелегитимными.

Эти два понятия всегда надо различать. Первое значит, что выборы прошли с нарушениями международного права и российских законов. Что касается легитимности, то это вопрос скорее психологический. Верить или нет (мое убеждение — не верить) в то, что Путина реально избрали большинством голосов. Сами выборы делегитимизированы даже в самой России.

Но как лидера его нелегитимным в ЕС признать не готовы. Здесь у российского правителя и правда все в порядке. Мало кто среди россиян сомневается в его праве на власть, пусть даже они считают, что захватил он ее силой. Это право оспаривает только оппозиция, большая часть которой или убита, как Алексей Навальный, или в тюрьме, или в вынужденной эмиграции.

Резолюция с ненулевым результатом

В целом в послевыборной резолюции евродепутаты высказались о России мягче, чем, например, Парламентская ассамблея Совета Европы. Главное отличие в том, что ПАСЕ призвала страны — члены Совета Европы, из которого Россия вышла после полномасштабного нападения на Украину, Путина в принципе не признавать. Европарламент — воздержаться от общения с российским диктатором и не признать только выборы. Есть и претензия со стороны тех, кто хотел бы, чтобы евродепутаты призвали ЕС поддержать россиян, воюющих в составе украинской армии.

В связи с этим многие сомневаются, есть ли вообще смысл в подобных резолюциях. Но при чуть более внимательном рассмотрении вопроса становится очевидно, что они ошибаются. Смысл точно есть.

Во-первых, уровень влияния Европарламента заметно выше, чем у ПАСЕ и в целом Совета Европы. Резолюцию евродепутатов точно заметят власти всех стран ЕС. А в ней между прочим говорится не только про Путина и его фальшивые выборы, но и про необходимость поддерживать активнее российское антипутинское сопротивление, помогать независимым медиа, давать визы и даже быть готовым к тому, что в обозримом будущем Россия, как уже сделала Беларусь, перестанет выдавать своим гражданам, живущим за границей, паспорта. Так что им потребуются специальные эрзац-документы.

Во-вторых, вода камень точит. И после призыва «ограничить» отношения с Путиным гораздо легче продвигать идею о том, что честно было бы в сложившейся ситуации совсем разорвать. По крайней мере до тех пор, пока он не согласится на переговоры по Украине не на своих условиях и сам об этом попросит.

В-третьих, после такой резолюции смелее смогут вести себя отдельные страны ЕС, которые хотели бы жестче выступать по российской теме. Им есть теперь на какой прецедент сослаться.

В-четвертых, в Москве явно недовольны. Им важно, чтобы у России оставались инструменты для внешней политики в отношениях с Западом, Кремль хочет продолжать влиять на страны Евросоюза не только через подкуп политиков, но и по официальным каналам. Если вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев, комментируя эту резолюцию, лжет, уверяя, что Еврокомиссия, в отличие от Европарламента, прямо признала легитимность выборов в России, то это значит, что российские власти боятся подобных документов и видят их потенциальный практический результат. Что подтверждает реакция Кремля и российского МИД, где побоялись спорить с документом по существу и ограничились стандартным нытьем про «русофобию».

Так что в целом евродепутаты, непосредственный автор документа, депутат от немецких «зеленых» Сергей Лагодинский и докладчик по России, экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс сделали, безусловно, важное и полезное дело. К сожалению, в пределах своих полномочий, которые у Европарламента, прямо скажем, невелики по сравнению с Еврокомиссией. Так что это только начало процесса. Но с надеждой, что в конце его Владимир Путин, укравший мир в Европе и право выбора у россиян, останется хотя бы на западном направлении в реальной изоляции. Ведь странно же сохранять отношения с человеком, которого Международный уголовный суд в Гааге разыскивает по обвинению в похищениях детей.

Иван Преображенский