"Европе пришла пора платить по счетам COVID-19" - Слава Черкашин

"Европе пришла пора платить по счетам COVID-19" - Слава Черкашин

Европейская комиссия 15 июля приняла пакет долгоиграющих налоговых мер (до 2024 года), целью введения которых озвучено «дальнейшее содействие восстановлению и росту Европы». Что в нем?

Глобальная инициатива представляет собой три взаимосвязанных блока, призванных «сделать налогообложение проще, справедливее и более адаптированным к современным экономическим реалиям». По опыту знаю, когда начинают говорить о патриотизме, росте, справедливости и прочих "правильных вещях", то жди беды. Новый налоговый пакет не стал исключением.
Блок 1 — План действий (Action Plan for fair and simple taxation supporting the recovery) разбит на 25 элементов ключевыми из которых названы:
— реформа системы администрирования НДС, включая процедуры единой регистрации плательщиком налога в ЕС и единой отчетности, а также построение общей системы мониторинга операций (Eurofisc 2.0) как для целей борьбы с уклонением от налогообложения, так и для противодействия отмывания грязных денег. Европа пошла дорогой что уже пройдена Украиной — сложнейшая и обременительная система электронного администрирования налога, включая механизм мониторинга налоговых накладных (до блокировок правда пока еще не дошли). Более того, ЕС начнет подписывать договора с третьими странами об административном сотрудничестве в сфере НДС;
— рост экологических налогов как источник реализации европейского Зеленого Курса (European Green Deal). Из уже озвученных новаций отмечу налогообложение импорта в ЕС продуктов с высоким углеродным следом (carbon border tax), под действие которого попадут и украинские товары (включая продукцию нефтехимии и металлургии, цемент, стекла, керамика, целлюлоза, бумага и картон) и общеевропейский налог на авиа перелеты и морские перевозки (Украина уже умудрилась ввести авиационный сбор — 13.07.2020 парламент принял как закон проект 2424). Как возможная опция расходования новых экологических налогов озвучена мера по снижению налоговой нагрузки на труд;
— глубокая реформа корпоративной налоговой системы, по сути сведенная к введению глобального (в рамках ОЭСР как 16 шаг в рамках BEPS Project) или общеевропейского минимального корпоративного налога (minimum corporate tax). Еврочиновники намерены усилить влияние Брюсселя на сферу прямого налогообложения стран-членов ЕС;
— в рамках «воспитания» налогоплательщиков, предлагается отказывать в государственной помощи тем, кто связан с низконалоговыми юрисдикциями из черного списка (EU list of non-cooperative jurisdictions) — опция уплаты внутренних налогов с бизнеса как элемент доступа к господдержке. Идеи уже на практике реализованные в Дании и Польше получают общеевропейский статус;
— массивная ревизия акцизной политики, в частности общей политики акцизов (2008/118/EC), директив по табаку (2011/64/EU) и алкогольным напиткам (92/83/EEC), что несет усиление государственного контроля в целях стимулирования здорового образа жизни, а значит дальнейший рост ставок акцизов.
Блок 2 — пересмотр Директивы об административном сотрудничестве (DAC7), несет новые процедуры налогового контроля с акцентом на цифровую экономику: административные процедуры выявления и преследования схем двойного не налогообложения доходов через так называемые совместные проверки (joint audit), а также появление такой формы международного запроса на получение налоговой информации как «групповые запросы» (Group requests); введение общеевропейского автоматического обмена налоговой отчетностью операторов цифровых платформ с 01.01.2022 (данные о покупках-продажах, сумме доходов, возможность идентификации субъектов сделок).
Блок 3 — реформа Кодекса поведения в области налогообложения предпринимательской деятельности (The Code of Conduct for Business Taxation) как элемент противостояния усиливающимся процессам недобросовестной налоговой конкуренции. Предлагается:
— закрепить на уровне Союза минимальную ставку налога на прибыль (около нулевые ставки налога канут в лету);
— расширить сферу применения Кодекса с оценки негативных практик/режимов по корпоративному налогу на другие виды налогов и режимы предоставления инвестиционного гражданства (атака на золотые визы продолжается);
— усовершенствовать процедуру формирования списка не сотрудничающих юрисдикций и усилить меры воздействия на них через скоординированные меры защиты внутреннего рынка.
Оценивая пакет налоговых мер по уровню роста вмешательства государства в экономику и воздействия на бизнес-климат, его можно сравнить лишь с украинским Законом 466, содержащим критический набор «пыточных» методов сбора налогов. Хотя в Европе новые правила компенсируются низкой коррупцией и огромными объемами государственной поддержки бизнеса. В Украине же кардинальных изменений ни по первому, ни по второму направлению пока не наблюдается — суммарный размер поддержки не превышает и 1% ВВП. Для сравнения, вчера министр экономики и финансов Франции Bruno Le Maire объявил о планах правительства сократить в 2021—2022 году налог с прибыли компаний на 20 млрд евро.
Фискальная Европа стремительно меняется, готова ли к этому Украина?

Слава Черкашин