В последние годы конкурентная среда для производителей мёда в Европейском союзе стала более жёсткой из-за того, что большие объёмы импорта мёда, который, как утверждается, имеет сомнительное качество, ввозятся в ЕС и продаются потребителям в блоке по более низким ценам, чем мёд, который производится в Европе.
КОПА/КОГЕКА (Европейская ассоциация фермеров и кооперативов), объединение двух основных сельскохозяйственных зонтичных организаций и самой сильной группы интересов европейских фермеров, призвала власти ЕС разработать план действий в чрезвычайных ситуациях, который послужит протекционистской мерой для европейских пчеловодов и по сути закроет двери к высокодоходному европейскому потребительскому рынку для производителей мёда, не входящих в ЕС.
По словам Этьена Бруно, председателя рабочей группы КОПА/КОГЕКА, европейские производители мёда сталкиваются с «критической и чрезвычайно нестабильной» рыночной ситуацией, которая угрожает не только самому сектору, но и европейским потребителям и биоразнообразию ЕС.
Бруно в интервью «Новой Европе» пролил свет на то, что, по мнению КОПА/КОГЕКА, представляет угрозу для медового сектора ЕС, и потребовал, чтобы Брюссель сделал больше для защиты европейских пчеловодов и потребителей.
Нынешняя ситуация на рынке, по словам Бруно, неблагоприятна для европейских пчеловодов, поскольку импортная продукция из мёда, особенно из Украины и Китая, продаётся в Европе по гораздо более низким ценам, чем мёд, произведенный в ЕС. Кроме того, Бруно заявил, что продукты из мёда, импортируемые из Украины и Китая, обычно имеют очень низкое качество, когда в мёд добавляется сахар, большая часть которого производится с использованием сомнительных гигиенических стандартов, которые не соответствуют европейским нормативным стандартам.
КОПА/КОГЕКА говорит, что в 2018 году, хотя мировые цены на мёд оставались стабильными, производство в ЕС было не способно удовлетворить рыночный спрос внутри блока, и поэтому импортировало более 40% медовой продукции из третьих стран.
Значительные расхождения в цене внесли вклад в общий рост количества импорта мёда в Европейский Союз. Средняя розничная цена китайского мёда составляла 1,24 евро/кг в 2019 году, в то время как только средние затраты на производство мёда европейского производства составляли 3,90 евро/кг.
Бруно говорит, что увеличение импорта дешёвого меда из Китая и Украины, которая имеет соглашение о свободной торговле с ЕС, заставляет производителей мёда снижать цены, поскольку они не в состоянии конкурировать.
«Сегодня многие пчеловоды обанкротились, потому что не могут выжить в таких условиях», — сказал Бруно, добавив, что, когда европейские производители продают свой мёд, «они теряют деньги».
КОПА/КОГЕКА хочет, чтобы Брюссель гарантировал, что любой мёд, импортируемый из третьих стран, соответствовал определению мёда в ЕС и обязывал украинских и китайских производителей мёда маркировать свою продукцию в соответствии с европейскими правилами, разграничивая чистую продукцию от продукции, содержащей добавки.
«Если вы покупаете мёд, то это должен быть мёд, а не что-то ещё. Если это фальсифицированный мёд, вы должны маркировать его, а не продавать как мёд, — сказал Бруно Новой Европе. — Я ожидаю, что мы потеряем 5 миллиардов пчелиных семей в Европейском Союзе, если ситуация не изменится. Опыление находится в опасности, и всё больше и больше европейских пчеловодов вынуждены отказываться от своей работы».