Европейский суд по правам человека зарегистрировал иск Нидерландов по делу МН17

Европейский суд по правам человека зарегистрировал иск Нидерландов по делу МН17

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) зарегистрировал иск Нидерландов к РФ в связи с крушением авиалайнера Боинга в Украине в июле 2014 года. Об этом говорится в распространенном в среду сообщении суда:

«Правительство Нидерландов подало заявление в ЕСПЧ против России. […] Это связано с крушением 17 июля 2014 года Боинга, совершавшего рейс MH17 над территорией Восточной Украины. Межгосударственное заявление было зарегистрировано под номером 28525/20». Как пояснили в ЕСПЧ, правительство Нидерландов утверждает, что самолет был сбит из зенитной установки «Бук», которая принадлежала российской армии.

«Российская Федерация неоднократно отрицала свою причастность к уничтожению самолета», – добавили в суде.

Реакция России на иск в ЕСПЧ

Официальный представитель МИД России Мария Захарова ранее заявила, что решение Гааги обратиться в ЕСПЧ в связи с катастрофой малайзийского Боинга – это еще один удар по российско-нидерландским отношениям, сообщает сайт newsru.com.

По ее словам, «данный шаг лишь приведет к дальнейшей политизации и затруднит поиск истины». В этой связи Захарова обратила внимание на то, что Гаага с самого начала встала на путь одностороннего возложения на Россию вины за крушение рейса МН17.

В комментарии «Интерфаксу» судья в ЕСПЧ от России Дмитрий Дедов отметил, что процесс по иску Нидерландов к России в ЕСПЧ займет несколько лет, поскольку сама процедура потребует множества процессуальных действий.

«Проблема еще в том, что юрисдикция России в Донбассе под вопросом по межгосударственной жалобе Украине против России по Донбассу. То дело готовится к рассмотрению, но дата слушаний еще не назначена», – сказал Дмитрий Дедов, сообщает «Интерфакс» 16 июля.

Судебный процесс по делу МН17

Напомним, что с 8 июня 2020 года в судебном комплексе «Схипхол» (Нидерланды) начался очередной этап судебных разбирательств по делу МН17.

На вэб-сайте Окружного суда Гааги отмечается, что «Нидерланды, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина совместно проводят международное уголовное расследование причин крушения рейса MH17 и установления лиц, считающихся виновными».

Авиалайнер Боинг-777 Малазийских авиалиний выполнял плановый пассажирский рейс MH17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур. Самолет был сбит ракетой 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области (Украина). Все 298 человек – пассажиров и членов экипажа, находившиеся на борту лайнера, погибли.

О привлечении к ответственности за гибель МН17

По мнению заместителя директора Агентства моделирования ситуаций, политтехнолога Алексея Голобуцкого, доказать тезис о том, что гибель Боинга – это свидетельство российского вторжения на Донбассе и привлечь за эти действия российское руководство, можно будет после падения действующего политического режима.

«До падения режима Путина это невозможно», – говорит Алексей Голобуцкий корреспонденту Русской службе «Голоса Америки».

Он считает, что поправки к конституции России об ответственности за призывы к отчуждению территории – это превентивные методы, направленные на сохранение действующей власти и территорий, оккупированных за последние десятилетия.

«Режим начинает качаться и тут возникает вопрос – сколько он выдержит и сколько сможет сопротивляться естественному процессу, распаду. Дальше будет больше», – подчеркивает Алексей Голобуцкий.

Вместе с тем, политтехнолог считает, что сегодня сложно сказать, насколько нынешнее руководство Украины заинтересовано в привлечении к ответственности России за трагедию с пассажирским Боингом и участие в оккупации части территории на востоке страны.

«Бук» на вывоз

Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что иск Нидерландов к России – это продолжение процесса по делу о рейсе МН17, который идет в Гааге, в судебном комплексе «Схипхол».

«Де-факто – это продолжение, как свидетельство того, что «Бук» – точно был российский, что такой тип вооружения ПВО без разрешения высшего руководства Вооруженных сил не покидает одну часть, и не перебрасывается без такого разрешения в другую, тем более – не вывозят за границу. Эти факты – прямое подтверждение причастности России к гибели самолета и агрессии против Украины», – говорит Тарас Загородний корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем он считает, что Украина пока наблюдает за процессом, и в этом есть стратегия – получить передышку, усилить свои позиции в переговорном процессе с Россией.

«Нужно понимать, что после решения ЕСПЧ может быть новая санкционная волна против России и к этому моменту Украина должна сформировать и иметь возможность предъявить свои иски к России за возмещение ущерба за оккупацию районов Донбасса, аннексии Крыма», – подчеркивает Тарас Загородний.

О политической воле Украины и Европы

По мнению политтехнолога Дмитрия Бачевского, «старая Европа» сегодня ведет крайне осторожную политику в отношении России, и вряд ли стоит рассчитывать, что «данный судебный процесс станет масштабным обличительным процессом против России, как государства-агрессора, поддерживающего терроризм».

«Нидерланды не заинтересованы в дальнейшем ухудшении отношений с РФ и наверняка уже давно по неофициальным каналам ведутся консультации по выработке взаимоприемлемого решения. Скоро мы его увидим», – говорит Дмитрий Бачевский корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем он считает, что возможно, «определенные решения будут приняты и в отношении Министерства обороны России, однако высшее руководство Российской Федерации, скорее всего, затронуто не будет».

«На публику, разумеется, РФ будет все отрицать, на определенные активы страны в Европе будет наложен арест, в выдаче суду виновных будет отказано. Потихоньку всем пострадавшим будет выплачена компенсация и дело уйдет в историю», – отмечает Дмитрий Бачевский.

По его мнению, для того чтобы процесс вышел на другой уровень, и обвинения прозвучали в адрес Кремля, необходимо желание и политическая воля.

«Ни того, ни другого сегодня нет ни у Нидерландов, ни у руководства Украины», – резюмирует Дмитрий Бачевский.