Фантомас с душой Монте Кристо

Фантомас с душой Монте Кристо

Жан Маре родился 11 декабря 1913 года в Шербуре в семье ветеринарного врача. Но отца своего он почти не помнил, так как родители развелись, когда ему было всего пять лет. И дальнейшее воспитание Жана легло на плечи матери, бабушки и тёти. Впервые попав в кинематограф в возрасте шести лет, маленький Жан сразу захотел стать актёром.

Фотограф и модель

Но осуществить мечту удалось не сразу. Сначала пришлось потрудиться на небольшом заводе, производившем радиоприёмники. Но жизнь простого рабочего не прельщала талантливого юношу, и он переквалифицировался в ученики фотографа. Получив необходимый опыт, Жан Маре стал самостоятельно снимать фоторепортажи для парижских журналов мод и неожиданно для себя получил предложение поработать демонстратором модной одежды.

На подиуме Жан Маре сразу почувствовал себя уверенно. Красивая внешность, мужественность, гибкая пластика, атлетическая грация тела, изысканно небрежная походка и изящные манеры делали его неотразимым. Ему удалось завести знакомства в актёрской среде и попробовать себя на сцене в парижском театре «Ателье». Жалованье там не платили, но зато позволяли бесплатно брать уроки актёрского мастерства. Тогда-то и произошла его встреча с другим Жаном — Жаном Кокто, знаменитым французским поэтом, писателем, сценаристом и режиссёром.
Жан Кокто был восхищён красотой юного Маре, но старался сдерживать свои чувства. Мэтр дал молодому актёру главные роли в своих спектаклях «Орфей», «Рыцари Круглого стола» и «Царь Эдип». При этом Кокто прямо заявил юноше: «Я должен предупредить вас, что если вы сыграете в моих пьесах, все будут говорить, что вы — мой друг». Жан Маре сначала смутился, а затем твёрдым голосом произнёс: «Я буду очень гордиться этим!».
Однако после этого разговора Жан Кокто неожиданно исчез и не появлялся в Париже два месяца. А когда вернулся, то первым делом позвонил Маре и трагическим голосом признался юноше, что влюбился в него без памяти. Так начался роман молодого актёра и великого маэстро.

Жан Кокто заменил юноше и отца, и мать, ввёл его в круг парижской богемы, познакомил с известными кинорежиссёрами. Начиная с 1937 года, Жан Маре начал интенсивно сниматься в кино, сначала в эпизодах, а затем и в главных ролях.
Отношения с Жаном Кокто продолжались вплоть до смерти маэстро в 1963 году. Но со временем из любовных они превратились в дружеские, даже родственные. После смерти старшего друга Жан Маре долго не мог прийти в себя, и от тяжёлой депрессии его спасла только интенсивная работа в кино.

На войне как на войне

В августе 1939 года началась Вторая мировая война. Франция объявила войну Германии. Жан Маре, используя свои связи, мог бы уклониться от мобилизации, но он добровольно пошёл на фронт в действующую армию. Там он стал водителем бензовоза и участвовал в боевых действиях. Под бомбёжками и артиллерийскими обстрелами он подвозил горючее французским танкистам.
При этом актёр настолько верил в свою необыкновенную удачу, что однажды, презирая опасность, проехал на своём бензовозе по заминированному полю, так как остальные дороги были перекрыты противником.
За этот подвиг он получил Военный крест за мужество и отвагу. Часто при бомбёжках Маре оставался сидеть в машине с заведённым мотором, отказываясь надевать каску и прятаться в траншее.
Любопытно, что сам актёр не видел в своём поведении ничего героического. Наоборот, ему это казалось очевидным, нормальным. Позднее он с юмором напишет в своих мемуарах: «Я не бежал от героизма, но героизм упорно бежал от меня».

В июне 1940 года Франция потерпела поражение и капитулировала. Жан Маре вернулся в Париж и вновь занялся актёрским ремеслом. Однако когда в 1944 году на территории Франции высадились американские и английские войска, актёр вернулся в солдатский строй. Он добровольно вступил во французскую дивизию генерала Ле Клерка и принимал участие в боевых действиях до тех пор, пока немецкие войска не были изгнаны с территории Франции.

Кинематографическая слава

Долгожданная слава пришла к Жану Маре в 1943 году после выхода на экраны фильма «Вечное возвращение». Интересно, что в этом фильме он снимался со своей собакой — Мулуком, подобранной им на войне и ставшей ему верным и любимым другом. В своих лучших ролях Жан Маре создал неповторимые, романтические и идеальные образы мужчин — рыцарей или авантюристов без страха и упрёка. Людей мужественных, несокрушимого духа, приверженцев высокой морали и верных своим идеалам до мозга костей.

Постепенно Жан Маре становится звездой, его донимают многочисленные поклонники и поклонницы. Им он казался настоящим полубогом, существом из другого мира.
Но актёр не заболел звёздной болезнью и всегда относился к себе очень критично. Недовольный своим высоким от природы голосом, актёр начал курить, чтобы понизить его тембр. В результате его голос приобрёл характерную хрипотцу и неповторимую индивидуальность. Очень скромно Жан Маре вёл себя в быту и в общении с прессой.
«Всегда доступный другим, он принимал, не протестуя, всех представителей прессы, кроме дураков, не строил из себя важную персону, подобно другим известным актёрам. Жан Маре был правдив по отношению к самому себе и по отношению к другим. Но он мог быть и жестоким, когда следовало заступиться за кого-либо из его друзей», — писал биограф актёра Кароль Вайсвайлер.

Актёр, находясь в прекрасной физической форме, сам выполнял все каскадёрские трюки, дрался на шпагах, скакал на лошади и так далее.
Особую популярность Жану Маре в России принесли фильмы про Фантомаса. Образ харизматичного злодея в зловещей зелёной маске был создан актёром настолько мастерски, что затмил собой все прежние экранизации на эту тему.

Интересно, что в цикле фильмов о суперзлодее Маре играл сразу две главные роли — самого Фантомаса и бесстрашного журналиста, который его преследует. К сожалению, Фантомас оказался последней большой ролью актёра в кино. Он продолжал сниматься и дальше, но таких ярких ролей больше не получалось.
После того, как молодой режиссёр Вилли Рамо снял его в 1986 году в «Родственных связях», Жан Маре лишь в 1995 году появился в почти знаковой роли у Бернардо Бертолуччи в картине «Ускользающая красота». В последний период жизни настоящей страстью Жана Маре стал театр. Актёр переиграл практически весь классический репертуар — от Софокла и Шекспира до Мольера и Бернарда Шоу. Участвовал в театральных постановках в США, Японии.
Одновременно он увлекался дизайном и скульптурой. Художник Пабло Пикассо, увидев ранние скульптурные работы Жана Маре, удивился, как человек с таким талантом скульптора «…может тратить своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре».


В конце жизни актёр написал мемуарные книги «Мои четыре истины» и «Истории моей жизни», зарекомендовав себя как блестящий писатель-стилист.

Жан Маре скончался 8 ноября 1998 года в Каннах и был захоронен в Валлорисе на Старом кладбище.

Akirama.com