Настанет день и, благодаря новому качеству взаимосвязи между нами, появится новая "валюта".
Перед вами пятилетний график курса биткоина к американскому доллару с беспрецедентным взлетом в 2017 году. Впечатляет, не правда ли?
Разумеется, я не биржевой аналитик и не эксперт по криптовалютам. Однако биткоин – далеко не только финансовый феномен. В его основе лежит попытка создать универсальную ценность совершенно нового типа.
Казалось бы, за "виртуальной валютой" не стоит ничего, кроме криптографических алгоритмов. Однако это совсем не так мало. Ведь криптография призвана обеспечивать надежность и доверие – что само по себе уже ценность. Создатели новой монеты как бы заявляют: на нашу территорию нет доступа человеческой природе со всем ее "багажом".
Такой особенностью не может похвастаться современная финансовая система, в которой деньги создаются банками и являются фактором политико-экономического влияния конкретных государств и структур. Иными словами "старые" деньги служат вполне определенным интересам.
С другой стороны, на наших глазах рождается новая, внегосударственная, внеисторическая валюта, претендующая на то, чтобы стать общепринятым, абсолютным эквивалентом и даже потеснить золото с его незыблемых позиций.
Рождается потому, что в этом назрела необходимость. Ведь глобализация, которую многие ругают, в действительности является закономерным явлением. Оно отражает текущее состояние человечества, технологически уже собравшегося в единое целое, но психологически еще не принявшего этот факт.
Вот почему мы не понимаем пока, как использовать криптовалюту, как встраивать ее в систему и как она сама в дальнейшем повлияет на нас, своих создателей. Однако суть ее от этого не меняется: глобальный мир требует глобального денежного эквивалента, не зависящего от местных субъективных "обстоятельств" и интересов.
А с другой стороны, если обращаться с этим новшеством по старинке, традиционными способами, оно утратит свое "очарование" – свою объективную ценность в глазах публики. Да, в начале пути биткоин стал удобным средством для сделок черного рынка, нашедшего здесь лазейку, однако крест на нем поставит вполне легальная "финансовая мафия" – если сможет прибрать новую монету к рукам.
Сумеют ли теневые игроки сохранить свободу криптовалюты? Так или иначе, от этого зависит ее будущее. Шансы есть, ведь правительства и банки тоже связаны с "тенью".
Если же приподняться над нынешней суетой вокруг биткоина, то мы увидим, как эгоизм общемировых масштабов понемногу выстраивает под себя соответствующие общемировые системы – причем так, чтобы не примешивать к ним искусственные идеалы и идеологии.
Здесь нет "добра" и "зла" – только бизнес в чистом виде. И какая разница, если взаимное доверие сторон обеспечивается виртуальными компьютерными вычислениями? Наоборот, так даже лучше – меньше ошибок в расчетах.
Вот и выходит, что речь идет о глобальных веяниях, бороться с которыми, по большому счету, бессмысленно.
Более того, в дальнейшем мы выработаем и другие универсальные параметры – но уже социального характера. Настанет день и, благодаря новому качеству взаимосвязи между нами, появится новая "валюта" – социальный рейтинг, выраженный четким, всем понятным эквивалентом.
Его тоже можно будет накапливать, вот только купить и продать не получится. Скорее, он будет носить сравнительный характер, являясь при этом вполне реальной ценностью.
Ведь общество, тем более глобальное, не может базироваться на одном лишь голом эгоизме. Он, конечно, по-своему рационален, но предоставленный самому себе ведет в тупик. Социальность в человеке и обществе должна преобладать над центробежностью, чтобы целое не распалось на куски.
Таковы парадигмы нового времени, суть которого – не единая валюта, а новые отношения между людьми в современном едином мире.
Д-р Михаэль Лайтман