Финал дела Baring Vostok

Финал дела Baring Vostok

Мещанский суд Москвы 6 августа приговорил американского бизнесмена, основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви к пяти с половиной годам лишения свободы условно по делу о растрате в банке «Восточный».

Американцу был присужден наибольший срок, его партнер, француз Филипп Дельпаль, получил четыре с половиной года условно. Другие фигуранты этого дела — топ-менеджеры фонда Ваган Абгарян, Иван Зюзин, экс-гендиректор Первого коллекторского бюро Максим Владимиров, экс-директор по инвестициям «Восточного» Александр Цакунов, экс-глава банка Алексей Кордичев — тоже получили условные сроки от трех с половиной до пяти лет. Никто из подсудимых вину не признал.

В комментарии для прессы Майкл Калви назвал приговор унизительным и нечестным, отметив, что суд не стал разбираться в сути дела. «На фоне большинства таких дел получение условного срока — это уже почти победа. Но, с другой стороны, быть осужденным за преступление, которого не было — это просто возмутительно», заявил Майкл Калви (цитата по публикации The Bell).

«Наши коллеги невиновны, а уголовное дело, также как и приговор суда первой инстанции по нему — безосновательны, отмечают в свою очередь в Baring Vostok Capital Parntners. — Мы продолжим поддерживать наших коллег, какую бы стратегию защиты они ни выбрали. Единственным бенефициаром всех сделок был банк Восточный, что доказывают финансовые документы, приобщенные к материалам дела и показания всех свидетелей».

Отмечается, что суд установил для Калви испытательный срок на пять лет. В течение пяти лет ему запрещено менять место жительства без уведомления специального госоргана, он также должен встать на учет по месту жительства. Такой же испытательный срок утвердили Дельпалю.

Об уголовном деле на Калви и его коллег стало известно два с половиной года назад. Тогда Майкл Калви, работавший в России с 1994 года, Филипп Дельпаль и другие фигуранты отправились в СИЗО. Дольше всех за решеткой провели Владимиров, Абгарян и Зюзин — почти год.

По версии следствия, Калви в составе преступной группы похитил 2,5 млрд рублей «Восточного». Так следователи называют факт принятия «Восточным» акций люксембурской компании IFTG в качестве погашения задолженности в 2,5 млрд рублей. Кредит взяло Первое коллекторское бюро (ПКБ), которое, как и «Восточный», было подконтрольно Baring Vostok. Миноритарный акционер «Восточного» Шерзод Юсупов позже заявил, что банк был обманут и обратился в правоохранительные органы.

Ключевым вопросом в этом деле стала реальная стоимость акций IFTG. Следствие изначально оценило стоимость ценных бумаг всего в 600 тысяч рублей. Калви настаивал, что акции стоят даже больше, чем сам кредит. Финансовая экспертиза, сделанная по запросу следствия, в сентябре 2019 года установила, что рыночная стоимость акций IFTG составляет 3,8 млрд рублей. Но из-за ограничений в уставе компании на момент сделки их стоимость составляла всего 260 млн рублей. Защита настаивала, что ограничения были исправлены.

В октябре 2020 года Baring Vostok подписал соглашение с акционером «Восточного» «Финвижн», по которому ПКБ выплатило 2,5 млрд рублей, которые следствие считает ущербом банку. На суде представитель «Восточного» говорил, что ущерб, причиненный банку, возмещен, и банк не имеет претензий к подсудимым.

Майкла Калви и его коллег признали виновными в растрате средств «Восточного». Обвинение сначала просило для них реальные сроки, но под конец запросило условные сроки, сославшись на смягчающие обстоятельства.

Калви неоднократно заявлял о своей невиновности и отсутствии доказательств у стороны обвинения. Он указывал, что решение по делу Baring Vostok окажет влияние на все российское бизнес-сообщество. Он подчеркнул, что, если суд отклонил бы обвинения, это стало бы позитивным сигналом для инвестиций в Россию, это могло бы привлечь миллиарды инвестиций и создать тысячи рабочих мест.

На это дело обращали внимание в Вашингтоне и Париже. Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал его «занозой» в отношениях с Россией.