Французская нефтегазовая компания Total, одна из крупнейших в мире, официально прекратила деятельность в Иране, подчинившись американским санкциям. О выходе компании Total «из всех проектов» в Иране объявил в понедельник, 20 августа, иранский министр нефти Бижан Намдар Зангане.
В частности, речь идет о выходе из «соглашения на разработку 11-й фазы (самого крупного месторождения природного газа в мире) Южный Парс», — подчеркнул Зангане, которого цитирует AFP.
Стоимость этой сделки оценивается в 5 млрд евро. Французский концерн владел 50,1% акций этого проекта. Еще 19,9% принадлежат иранской государственной компании NIOC, и 30% — китайской CNPC.
Руководство французской компании делало все возможное, чтобы остаться на иранском рынке и не потерять вложенные миллиарды — например, в феврале 2018 года глава Total Патрик Пуянне лично обращался к американскому президенту Дональду Трампу с просьбой не вводить санкции против Ирана — но в итоге подчинилось решению, принятому в Вашингтоне.
Напомним, в мае нынешнего года Трамп объявил о выходе Соединенных Штатов из т.н. «Совместного всеобъемлющего плана действий» (соглашения между Ираном и пятью постоянными членами Совбеза ООН (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция) + Германия), предусматривавшего постепенное снятие санкций с Тегерана в обмен на отказ от разработки ядерного оружия.
Объявив о своем решении, Дональд Трамп предупредил, что у иностранных предприятий есть от 90 до 180 дней, чтобы покинуть Иран. Европейцы «сделают все для того, чтобы защитить интересы своих предприятий», — объявили в Елисейском дворце 9 мая, сразу же после заявления Трампа.
15 мая состоялась встреча правительства Франции с представителями французского бизнеса, на которой министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан объявил о «решимости бороться» ради того, «чтобы решения, принятые Соединенными Штатами, не имели негативных последствий для французских предприятий, которые инвестируют или ранее уже инвестировали (свои деньги) в Иран».
16 июля министры финансов и иностранных дел Франции, Германии, Великобритании и Евросоюза обратились с письмом к главе минфина США Стивену Мнучину и к государственному секретарю Майку Помпео. «Как близкие союзники, мы ожидаем, что экстерриториальные последствия вторичных санкций США не будут распространяться на юридических и физических лиц ЕС, и Соединенные Штаты, таким образом, будут уважать наше политическое решение и добросовестность экономических субъектов, находящихся в юрисдикции ЕС», — говорилось в обращении, которое цитировало AP. Но из Вашингтона в тот же день пришел отказ.
Не получив реальных гарантий защиты от американских санкций, европейские предприятия, включая Total, начали покидать иранский рынок.
Как заявлял в июне глава Total Патрик Пуянне в интервью изданию Ouest-France, «мы попросили французское правительство» помочь нам, но «надо смотреть реальности в лицо». Реальность заключается в том, что (как заявляла сама компания) «более 10 миллиардов долларов активов Total» — американского происхождения, более 30% акционеров — американцы, и более 90% ее финансовых операций совершаются при участии американских банков.