ФСБ и Организованная преступность за границей

ФСБ и Организованная преступность за границей

Взаимодействию КГБ с криминальными авторитетами положил ГУЛАГ: политзаключенных стало столько, что возникли угрозы бунтов. Для контроля обстановки в лагерях использовались обычные уголовники, которые сотрудничали с администрацией. Проблема резко обострилась после распада Советского Союза, когда из КГБ и образованных на его основе спецслужб уволили 100 000 человек.

Возникновение огпреступности в СНГ тесно связано с тюремной и лагерной культурой Советского Союза. В конце 1920-х вследствие массовых репрессий количество политических заключенных в тюрьмах и лагерях быстро возросло. Заключенные распределялись по крупным зонам и там в большей или меньшей степени были предоставлены сами себе. При этом быстро возникла иерархия и групповой порядок, который в случае необходимости обеспечивался радикальными и брутальными методами. На вершине иерархии оказывались высокопрофессиональные преступники. Поскольку политические заключенные выступали как потенциальные нарушители общественного порядка, сотрудники госбезопасности начали сотрудничать с профессиональными преступниками. Они должны были обеспечивать порядок и дисциплину в лагере и получали за это власть и определенные привилегии. Это соглашение долго оставалось неписаным, однако закончилось все декретом, который позволял использовать обычных уголовников против так называемых врагов народа, которыми называли политических заключенных.

«Авторитеты» среди преступников начали называть себя «воры в законе». Они образовывали криминальную элиту СССР. Они вносили свой вклад в сохранение порядка и контроль над криминальным миром. Они разработали свой собственный кодекс ценностей, важнейшими принципами которого было невмешательство в политику и экономику, а также отказ от легальной занятости.

По окончании Второй мировой войны Сталин попытался ослабить усилившиеся криминальные элиты и побороть их влияние. Однако это привело к беспорядкам и восстаниям в лагерях, что вынудило власти продолжить сотрудничество с преступниками. Между тем, криминальные авторитеты были могущественными и располагали хорошими контактами с внешним миром. Основными источниками доходов у них были контрабанда драгоценных металлов и предметов искусства, а также вымогательство у подпольных предпринимателей, торговля наркотическими средствами и хищение продукции государственных предприятий.

В 80-е с разрушением государственной власти нарастала коррупция в государственных структурах. В конце 80-х полиция стала наиболее коррумпированной частью госаппарата. Это привело к изменениям в криминальном мире: этнические русские, которые высоко ценили традиции воров в законе, противостоят группировкам с Кавказа, которые стремятся к экономическому и политическому влиянию и хотят минимизировать правила воровского мира. Это привело к расколу ранее сплоченного сообщества. Разрушение государства и его структур, возникновение новых стран, а также бедственное экономическое положение в начале 90-х поспособствовали возникновению новых криминальных образований.

После того как Россия стала независимой, по последним данным, штат КГБ уменьшился на 100 000 человек. Уволенные сотрудники с их специфическими знаниями и контактами были крайне привлекательны для криминального мира. Так возникла современная организованная преступность из структур воров в законе, бывших агентов КГБ и огромного числа коррумпированных чиновников и управляющих государственной собственностью.

Криминальные группировки сегодня

Криминальные организации СНГ остаются очень могущественными. По оценке Министерства внутренних дел России, они уже укоренились в важнейших отраслях экономики и промышленности и контролируют промышленность целых регионов.
По данным бывшего генпрокурора, а ныне министра юстиции РФ Владимира Устинова, организованная преступность представляет настоящую угрозу для внутренней безопасности страны. Наряду с классическими видами деятельности, такими как торговля наркотиками и оружием, они все больше заняты в торговле природными ресурсами, в банковском и финансовом секторе.

Контрабанда, уклонение от уплаты налогов, махинации с НДС принадлежат к исключительно доходным видам незаконной деятельности. Однако основными источниками доходов остаются государственные средства, для хищения которых имеются многочисленные возможности. Сюда в первую очередь относится доступ к энергетическим ресурсам страны и запасам металлов, которые приобретаются по внутренним ценам и затем в обход предписаний, регламентирующих порядок осуществления экспорта, продаются за границу значительно дороже. Нелегально полученные средства часто отмываются с помощью размещения государственных подрядов на фиктивные фирмы за границей.

Несколько крупных ОПГ активны по всему миру. Как в стране происхождения, так и за рубежом они все глубже проникают в легальную экономику. Часто они располагают за рубежом собственными службами безопасности и технически отточенными методами наблюдения. Ими были проведены частично законные разведывательные операции или наблюдение, чтобы собрать информацию о конкурентах. Представители ОПГ нередко хорошо образованы, политически информированы и имеют связи в органах власти страны своего происхождения. Они способны работать в трудных ситуациях, мобильны и располагают хитрыми сетями коммуникаций. Важными методами ведения бизнеса остаются вымогательство и коррупция, что представляет собой ощутимую угрозу и для стран с высокими стандартом жизни, так как в их распоряжении находятся финансовые средства. По широко распространенной оценке, опасность состоит в миграции криминальной экономики и в большей степени — в коррупции властных государственных институтов.

Спецслужбы сегодня: "эфэсбизация" страны?

Как и во всех тоталитарных государствах, спецслужба СССР КГБ занимала центральное положение среди государственных органов. Хотя большинство стран — наследниц СССР стали более открытыми и свободными, при этом немногое изменилось. Прежде всего в России с приходом к власти Владимира Путина спецслужбы вновь получают намного больше веса. Путин сам 17 лет служил в ФСБ, и с 1998 года и на момент его избрания президентом в 1999  являлся директором ФСБ. После того как он стал президентом, Путин назначил главой ФСБ своего многолетнего спутника Николая Патрушева и подчинил спецслужбу напрямую президенту. В ходе различных реформ ФСБ ее влияние в стране постоянно укреплялось. Пограничные войска и Федеральное агентство правительственной связи и информации были присоединены к ФСБ. Военная операция в Чечне под лозунгом борьбы с терроризмом была также вошла в зону ответственности ФСБ.

C течением времени Путин расставил как минимум 150 бывших офицеров ФСБ в важных политических и экономических сферах. Это администрация президента, представительства президента в регионах, федеральные таможенные службы (которые действуют как весьма прибыльные источники доходов), Совет безопасности и другие посты в правительстве. Связи с ФСБ имеет также заместитель секретаря постоянного комитета Союзного государства России и Беларуси, генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества и постоянный представитель России при НАТО.

Также и в экономике задействованы агенты ФСБ, что больше всего бросается в глаза в газовой и нефтяной отрасли: два заместителя председателя правления и один член правления «Газпрома», заместитель президента «Роснефти», «Славнефти» и «Сибура», члены правления «Итеры» и «Новатэка», а также генеральные директора и заместители генеральных директоров «Сибура». К тому же, при президентстве Путина крупные нефтяные концерны — ЮКОС и «Сибнефть» перешли под контроль государственных предприятий «Газпрома» и «Роснефти» и тоже находятся под влиянием так называемых силовиков. Некоторые говорят сегодня не только об «управляемой демократии», но и об «управляемом капитализме», исходя из того, что представители спецслужб и других государственных органов преследуют при этом не только интересы государства, но и свои собственные материальные интересы.

Между тем, ФСБ так тесно связана со всеми сферами жизнедеятельности, что встает вопрос, насколько тесно государственный надзор и регулирование связаны с такой сильной позицией. В августе 2006 года российское правительство вопреки Конституции распорядилось, чтобы ФСБ и МВД получили неограниченный доступ к банкам данным телекоммуникационных компаний. Благодаря этому они знают, кто, с кем и как долго разговаривал, где находятся номера собеседников и т.д. То есть они имеют материалы наблюдений за частной жизнью граждан.

Деятельность за границей

За границей интересы спецслужб стран СНГ перешли от военных к экономическим вопросам. Прежде всего российская служба внешней разведки (СВР) играет активную, ненасытную роль при экспансии российской экономики на западные рынки. Все больше европейских разведок констатируют мощное присутствие и живой интерес российских спецслужб к экономике в целом — и в особенности в стратегически важных областях экономики, таких как энергетический сектор или телекоммуникационные и информационные технологии. Особенно это справедливо для балтийских и восточноевропейских стран, где Россия открыто пытается восстановить свою прежнюю гегемонию.

Представители спецслужб действуют за границей под маской дипломатов, функционеров международных организаций и, кроме того, под экономическим прикрытием: российские фирмы за рубежом часто работают как площадки для разведывательной деятельности.
Так, крупный российский нефтяной концерн «Лукойл» открыто использует свои представительства в восточноевропейских странах и странах юга Европы для разведывательной деятельности. Фирма занимается поиском новых целевых кандидатур для добычи информации и располагает, кроме этого, хорошо оснащенной службой безопасности на уровне спецслужб. Часто новые деловые партнеры не замечают, либо замечают слишком поздно, что внутри их фирмы работают российские спецслужбы, которые пытаются добыть стратегически важные сведения о сделках по торговле нефтью. То, что нефтяная фирма «Лукойл» связана со спецслужбами, подтверждают также заметки одного из сотрудников польской разведки. Из них следует, что польский бизнесмен оказал поддержку высокопоставленному офицеру российских спецслужб Владимиру Алганову при продаже государственного НПЗ в Гданьске российскому предприятию «Лукойл».

Также были основаны комиссии и коллегии для продвижения российского бизнеса за рубежом, чьи члены принадлежат преимущественно к различным спецслужбам. Они собирают стратегически значимую информацию и пытаются оказывать влияние на решения важных предприятий.  Все возрастающую роль при получении информации играет рекрутинг российских журналистов. Примерно с 2003 года российские спецслужбы все больше пользуются журналистами, когда действующие как журналисты сотрудники спецслужб едва отличимы от настоящих журналистов. К тому же профессиональные методы журналистов прекрасно подходят для добычи информации. В Германии число сотрудников спецслужб, задействованных как журналисты, очевидно, вновь возросло за последние годы.

Уже давно предполагается, что многочисленные представители ОПГ покрываются государственными органами, среди которых ФСБ. Так живет, например, Семен Могилевич, одна из самых могущественных фигур в российской оргпреступности, который с 2003 года разыскивается ФБР за мошенничество и отмыванием денег, которого никто не тревожит в России. Утверждается, что он даже присутствовал лично при российско-украинских газовых переговорах. Вплоть до настоящего времени ни один из лидеров ОПГ в России не был привлечен к ответственности, что едва ли можно объяснить недостаточными успехами в расследованиях. Речь, напротив, идет о том, что главари преступных организаций пользуются защитой на высоком уровне.

Известно и о том, что, напротив, бывшие офицеры КГБ или последовавших за ним структур предоставляют свои знания, опыт и круг связей в распоряжение криминальных организаций. Можно также исходить из того, что некоторые из бывших офицеров спецслужб поставляют информацию своим службам. Точно определить форму и методы совместной работы чрезвычайно трудно, поскольку в отношении бывших сотрудников спецслужб никогда не ясно, по-прежнему ли они работают на спецслужбы или их вынуждают к такому сотрудничеству.

Большинство бывших сотрудников спецслужб занимают высокие должности в банках, охранных предприятиях и в других крупных предприятиях, заинтересованных в хороших контактах с государственными органами. Поскольку эти фирмы также являются притягательными центрами для криминальных организаций, туда стекается много информации, которая может быть использована обеими сторонами. Не в последнюю очередь из-за широко распространенной коррупции и низких зарплат сотрудников спецслужб они оказываются готовы продать разведывательные материалы для шантажа политическим или экономическим группам по интересам.
Различные западные службы склонны считать, что не только отдельные или бывшие офицеры российских спецслужб вовлечены в криминальную деятельность, но что спецслужба сама заинтересована в систематическом сотрудничестве.

Уже при распаде Советского Союза были спекуляции на тему того, что КГБ перевел за границу крупные суммы государственного и партийного состояния через частные фирмы. Деньги частично должны были быть использованы для финансирования политической деятельности, но частично были похищены для частной экономической деятельности. За этими процессами часто стояли люди, которые уже занимались внешней торговлей и располагали сетями фирм и контактов за рубежом, — например, советские граждане, которым в силу их этнической или религиозной принадлежности было разрешено в 1970-е выехать за границу.

В Швейцарии работают около 700 фирм, которые контролируются россиянами или в совете директоров которых заседают россияне. 60% этих фирм находится в немецкой части, 34 % — в западной Швейцарии. По оценке российских налоговых органов, около 15% всех российских депозитов за рубежом размещены в Швейцарии. В 2004 году бегство капитала из России составило $8 млрд, причем эксперты исходят из того, что 40% этой суммы — нелегально приобретенные капиталы. Можно легко подсчитать, что часть нелегального капитала, «убежавшего» в Швейцарию за последние годы, составляет значительную сумму.

В России Путина мафия отличается от мафии в других странах. В других – мафия связана с госструктурами, а при режиме Путина сама власть и сами госcтруктуры является мафией. Так что это совсем разные вещи. И Путин, и Директор ФСБ Бортников, и Министр МВД Колокольцев, и непрофессиональный военный тувинский оленевод Министр обороны Шойгу – сами являются мафией и состоят в ГОПГ (государственная организованная преступная группировка) – эти лица используют высшее государственное служебное положение для совершения уголовных и военных преступлений – и в первую очередь против Граждан РФ. Это нонсенс. Такого ни в одной стране нет и быть не может. Такое ужасающее положение (регресс) как РФ стало возможным только при чекистском режиме государственного военного должностного уголовного преступника чекиста Путина. Чекисты, временно и случайно пришедшие к власти в РФ – враги российского народа. Преступники, использующие “государственное” служебное положение для совершения уголовных преступлений – и этих нелюдей ничто не исправит – ни уголовная ответственность ни тюремные сроки, вообще ничто.

источник