Основная мысль, которая витает вокруг ликвидации главаря самопровозглашенной «ДНР» Захарченко, состоит в том, что такая судьба была ему уготована самой логикой хаоса и беспредела, которые он сеял, выполняя задачи своих российских кураторов. Смерть высокопоставленного главаря «ДНР» рельефно проявляет нарастание конфликтов в отношениях ФСБ и ГРУ, которые активно пожирают друг друга.
Сгорел на работе
Подрыв верховного боевика – это совсем не повторение истории классической революции, пожирающей своих детей. Можно предположить, что Захарченко не знаком с историей. Речь даже совсем не о трагедии подлинных и ярких французских революционеров Дантона, Робеспьера, Бриссо или Эбера, которых казнили на гильотине. Захарченко имело бы смысл помнить хотя бы о судьбе правительства Донецко-Криворожской Республики (ДКР). По указке из Москвы «отцы-основатели» ДКР были один за другим расстреляны.
По такому же принципу Кремль действует по прошествии 100 лет. Печальная участь уже ожидала многих посланников разрушения и ярких представителей смертоносной «русской весны» образца 2014 года: Александра Беднова из «Бетмена», Алексея Мозгового из «Призрака», Павла Дремова, Арсения «Моторолы» Павлова, Михаила «Гиви» Толстых. «Герои Донбасса» вымирали один за другим совсем не в окопах и траншеях на передовой, а от рук своих кураторов из российских спецслужб.
Хотя, с другой стороны, не стоит недооценивать покойного, ведь он более четырех лет лавировал между различными группировками, как в самой «ДНР», так и в Москве, куда он регулярно в виде дани нужным чиновникам отправлял чемоданы с наличкой. «Захар» очень боялся за свою безопасность, и окружал себя десятками охранников, которые шерстили вдоль и поперек все места, которые он посещал. Беспечным он не был, а значит, ликвидировать его могли, как и других «звезд ЛДНР», исключительно люди из его окружения или российские спецслужбы, контролирующие абсолютно все на оккупированных территориях.
Если посмотреть на прижизненную деятельность взорванного Захарченко, то она не отличалась чем-то положительным, что было бы созвучно революционной романтике. При его сумасбродном участии Донбасс из промышленного региона Украины превратился в бездонную черную дыру. Отличительными чертами жизни на неподконтрольных территориях при Захарченко стали тотальная деградация «национализированной промышленности», лавинообразное снижение уровня жизни простых людей, многие из которых попали в ловушку бесперспективности жизни в псевдореспублике.
Боевики из размножившихся силовых образований «ДНР», как саранча безжалостно уничтожали остатки промышленного ресурса территорий, занимались рейдерством предприятий, отжимом частной собственности и банальным мародерством. Дошло до того, что Захарченко год назад хотел ввести смертную казнь за коррупцию. Не мудрено, на всех мародеров хватать перестало, ведь даже боевик Безлер не так давно отметил, что «республика» уничтожена, жители ДНР превращены в скот, а гордость региона – угольная отрасль, просто вырезана на металл, и действующих шахт уже не осталось.
Здесь свою роль сыграл и российский энергетический бизнес, который заинтересован в истреблении угольного потенциала Донбасса, являющегося конкурентом тамошних шахтных воротил. И это даже несмотря на то, что заброшенные шахты Донецкой области уже ведут к экологической деградации близлежащих приграничных районов самой России. Не стоит забывать, что в 2017 году на фоне разрушения угольной отрасли Украины, РФ заработала рекордные 13,5 млрд.$, реализовав на внешних рынках 181 млн. т. угля.
Экономический коллапс не особо заботил «верховного боевика», ведь главным источником жизнедеятельности его банды стало освоение финансовых ресурсов, которые Москва направляла для поддержания «злокачественного новообразования». Это довольно значительные средства: от «подъемных» для Кремля 700 млн.$ в год, про которые говорит пропаганда, до реальных 6 млрд.$, которые уже совершенно непосильны для обремененной международными санкциями российской экономики. Вялотекущая война на Донбассе, и сопряженные с ней затраты на поддержание боеспособности 1 и 2 АК, оккупационной администрации и тамошних бюджетников, обходятся бюджету РФ в 6 раз дороже, чем «победоносная» сирийская интервенция. Указанный финансовый поток перед тем, как попасть к Захарченко, проходит через руки руководства ГРУ ГШ ВС РФ, и конечно, его непосредственного куратора Владислава Суркова.
Именно Сурков, известный идеолог создания концептов «суверенной российской демократии», которая смогла убедить часть россиян, что авторитарный режим Путина, это особый, нетрадиционный российский путь, был режиссером проекта «Новороссия». Хотя еще в 2014 году стало ясно, что «народные республики» никакой поддержкой в Украине не пользуются, и даже «ДНР» и «ЛНР» не способны жить в «союзе», но Сурков все же надеялся, что его план не до конца провальный.
С этой целью он инструктировал Захарченко на предмет развития тезиса «объединения ДНР и ЛНР в большой Донбасс». В мае 2018 года, посещая Луганск, Захарченко заявил: «Мы всему миру показываем, что Донецк и Луганск — это одна и та же территория, одна и та же страна – это Донбасс. Донбасс никогда не был разделен, а две республики – это, на самом деле, два братских народа».
Стоит отметить, что в то время у руля в «ЛНР» уже находился «вождь», неподконтрольный ГРУ и лично Суркову. После «ноябрьского переворота» 2017 года и срочного отъезда главы «ЛНР» Игоря Плотницкого в Москву, в Луганске засел чекист Леонид Пасечник. Он совершенно не помышляет о слиянии с «ДНР», ратуя за свое самостоятельное луганское болото. Хотя Пасечник и подписывал протоколы про усиление «интеграции» с «ДНР», в реальности он выступал исключительно за укрепление отношений с РФ, вплоть до полной интеграции по крымскому сценарию. Что идет совершенно в разрез с воззрениями Суркова, который после очередной опалы в глазах Путина предложил ему новый план установления контроля над Украиной.
Новый курс «ДНР» – очередные палки в колеса ГРУ
Гибель Захарченко - событие действительно не рядовое. Можно сказать, дерзкое физическое устранение главы «непризнанной республики» - это очень символично.
Во-первых, это указание на наличие острых противоречий в российских элитах, которые уже не способны мирно сосуществовать и разрешать накапливающиеся противоречия мирным путем. Т.е. группировка Шойгу не способна мирно жить с группой Пригожина и «фсбшным кланом», который особенно ценен для Путина.
Во-вторых, это демонстрация острого дефицита времени у россиян на проведение каких-либо мудреных многоходовок, ведь вместо этого применяется тупое и бесконтрольное насилие. В «ДНР», в отличие от «ЛНР», не достает надежных кадров ФСБ, чтобы поручить управление «республикой».
В-третьих, сигнал должны четко считать «лидеры» других «злокачественных новообразований», спонсируемых РФ: от ПМР до Абхазии с Нагорным Карабахом. Там должны четко понимать, что приказы из Москвы никогда не обсуждаются, и любая самодеятельность будет пресекаться самым жестким способом. Но беда в том, что в самой Москве давно нет единства между правящими элитами.
Вот взять хотя бы недавний случай со все тем же Сурковым, который, выступая на торжествах по случаю 10-й годовщины признания Россией «независимости» оккупированной ею же Южной Осетии, внезапно упомянул о своих «детищах» — террористических образованиях «ДНР» и «ЛНР».
Так, он похвалил непризнанное «государство» за то, что признало кремлевские «республики». «Южная Осетия является единственным «государством», у которого хватило смелости, дерзости, честности и верности, чтобы признать «ДНР» и «ЛНР», — заявил помощник главы РФ. Выходит, что Сурков лично унизил Путина, и назвал его трусом, ведь признание иностранных государств – прерогатива президента РФ.
Якобы Сурков мог позволить себе такие выпады лишь осознавая, что Путин не будет его за это наказывать. Как известно, сила Суркова состоит в том, что его знают на Западе, как «злого гения», но, тем не менее, воспринимают, как посредника для поддержания диалога с Путиным. На это указывает тот факт, что даже под санкциями Суркову дают возможность ездить по странам ЕС для посредничества.
Сурков особенно почувствовал свое усиление, когда Путин одобрил его стратегическую концепцию по выборам-2019 в Украине и роли «ЛДНР» в них.
Элементами «плана Суркова» выступают:
- приведение к власти в Украине «пророссийского» президента;
- формирование вокруг «пророссийского» президента парламентского большинства во время выборов в Верховную Раду;
- начало прямых переговоров «новой» украинской власти с «ЛДНР» при посредничестве Москвы-миротворца о вхождении «ЛДНР» в состав Украины на правах автономии с широкими правами;
- изменение «новой» украинской властью Конституции Украины под федеративное устройство;
- проведение в «ЛДНР» выборов новых глав, парламента, а также референдума о возвращении в состав Украины на правах автономии с широкими правами.
Сурков верит, что эти шаги помогут снять санкции с РФ, финансовое бремя по содержанию «ЛДНР» с Москвы будет переложено на Киев, в Украине усилится движение за федерализацию, и более того, будет заблокирован курс на интеграцию с НАТО и ЕС.
Гарантом реализации данного проекта для Суркова должен был быть А.Захарченко, который был обязан стоять на страже интересов ГРУ на Донбассе до особого указания.
Сам Захарченко в апреле 2017 года допускал реализацию плана в чем-то созвучного новым выкладкам Суркова: «Может быть, как независимое государство мы готовы будем договариваться с Киевом о сосуществовании на конфедеративных началах. Но это станет возможно только после того, как в Киеве сменится не просто власть, но и вся правящая элита… Географию ведь не отменишь. И мы готовы к этим переговорам уже сейчас. Но Киев к ним не готов. И при этой власти готов не будет. Так что будущее остается многовариантным».
Но 31 августа все планы Суркова по Донбассу пошли наперекосяк. После смерти «главы республики», совмещающего также кресло «премьера», исполнять его обязанности стал аппаратчик Дмитрий Трапезников, который занимал позицию «вице-премьера». Новый временный главарь «ДНР» позиционируется в качестве человека Ахметова, т.к. ранее возглавлял фан-клуб «Шахтера».
До последнего времени 37-летний Трапезников считался неким «тайным агентом влияния» интересов Ахметова в «руководстве ДНР», работая в спайке с еще одним неафишируемым «ахметовцем», «министром промышленности и торговли ДНР» Грановским. Они оба давно находились в кулуарном противостоянии за влияние на Захарченко с другим «вице-премьером» Тимофеевым, который отвечал за финансовые потоки в «ДНР».
Приближенное к Шойгу издание «МК» пишет, что Трапезников, в отличие от Пасечника, не выходец из спецслужб, а бюрократ и карьерный чиновник. По мнению издания, «можно сказать, что у ДНР новый гражданский лидер, точно равноудаленный от украинских олигархов».
Вероятно, Сурков желает похвалить Трапезникова в надежде на установление тесного контакта с ним, как продолжателем дела Захарченко. Тем не менее, Трапезников ужа на самом старте заявил, что его цель – «крымский сценарий» для «ДНР» и слияние с РФ: «…неизменным остается и наш внешнеполитический курс – интеграция с Российской Федерацией с перспективой присоединения к большой России. Этот курс уже был поддержан друзьями Республики из различных государств…». Этот «курс на интеграцию в Россию» идет в разрез с концептом Суркова на 2019 год, и может вскоре привести к его окончательному падению, от чего выиграют его конкуренты из ФСБ.
Донбасская эпопея Суркова: игра на вылет
То, что Трапезников - креатура «любителя погудеть», может найти косвенное подтверждение из двух моментов, совсем не связанных с его биографией. Первый из них – это почерк ликвидации Захарченко. Его убийство очень напоминает убийство осенью 1995 года на стадионе «Шахтер» президента клуба Алика Грека (Ахать Хафизович Брагин). Он был тогдашним хозяином Донецка, главой бандгруппировки «Люкс» и непосредственным боссом будущего олигарха. Все было сделано идеально: направленный взрыв, уничтоживший Алика и его охрану, — никаких сомнений, что это сделали люди из ближайшего окружения Алика не без поддержки ФСБ. По такой же схеме был ликвидирован и Захарченко, и снова без ФСБ не обошлось.
Во-вторых, смерть Захарченко совпала со смертью российского певца Иосифа Кобзона, который был тесно связан с ГРУ. То, что мафиозный воротила Кобзон тесно повязан с людьми Шойгу, напрямую говорят его собственные слова: «Ушел из жизни Иосиф Давыдович Кобзон, Герой труда РФ, народный артист Советского Союза, великий певец, истинный патриот, человек, который своим талантом, невероятным талантом, прославлял страну и Вооруженные силы. Смерть Кобзона – это невосполнимая потеря для почитателей настоящего искусства. Он навсегда останется в нашей памяти и как великий певец, умеющий чувствовать и ценить красоту этого мира, и как мудрый наставник, к которому всегда можно было обратиться за помощью и советом». В общем, Захарченко не зря поехал на поминки Кобзона, ведь он утратил еще одного своего покровителя, что моментально лишило его иммунитета.
Не менее интересный вопрос состоит в том, является ли Трапезников человеком ФСБ. Хотя окончательно об этом судить сложно, кое-что говорит в пользу этого предположения. Уже с позиции главаря «ДНР», первым делом объявил чисто гебистскую версию о «деле рук украинской ДРГ», которая якобы на соседней улице Хмельницкого была моментально обезврежена и во всем Трапезникову призналась. «Украинский след» тут же подхватили в Москве. Путин очень оперативно сделал личное заявление: «Те, кто выбрал путь террора, насилия, запугивания, не хотят искать мирное, политическое решение конфликта, не хотят вести реальный диалог с жителями юго-востока, а делают опасную ставку на дестабилизацию ситуации, на то, чтобы поставить народ Донбасса на колени».
В общем, банальная заготовка ФСБ. Хотя логика практически полностью исключает участие Украины. Кафе «Сепар», где убили Захарченко, находится возле донецкой «администрации», то, что оно очень хорошо охранялось и там постоянно проводились мероприятия при участии «верхушки» «ДНР», исключает участие каких-либо «диверсантов». А вот участие в теракте лоялистов Ходаковского из окружения покойного Захарченко вполне вероятно. Он, как выходец из спецслужб, вполне мог внедрить возле Захара верных себе людей.
Роль ФСБ в устранении Захарченко связана с тем, что российские чекисты еще «до войны» плотно окучивали Донбасс с помощью местных олигархов и криминала для своих потребностей, но всю малину поломали пришедшие в рамках путинского «империализма» в регион российские военные под крышей Суркова, наложившие лапу на него.
Теперь в ФСБ всерьез нацелились вернуть под свой благотворительный контроль «объединенные донбасские активы» под их единым правлением. Опять «вынырнул» на поверхность младоолигарх С.Курченко со своим «Внешторгсервисом», а глава ОПГ «Люкс» берет под свой контроль «Донецксталь», принадлежавшую православному олигарху В.Нусенкису.
Главным оппонентом Суркова по контролю над Донбассом является генерал-полковник ФСБ РФ Сергей Беседа. У него с главой службы оперативной информации и международных связей ФСБ (т.н. 5 управление), которая курирует работу спецслужб в «ЛДНР», личный конфликт.
Сергей Беседа известен тем, что находился в Киеве 20-21 февраля 2014-го года, когда расстреливали Небесную сотню. Официально он выполнял задание по определению необходимого уровня физической защиты посольства Российской Федерации в Украине и других российских учреждений в Киеве. Неофициально же он приехал заставить Януковича силой разогнать Майдан. Также есть версия, что именно он координировал действия российского спецназа на Институтской, а потом скоординировал отряды отступающего из Киева «Беркута» в Крым.
К тому же, на оккупированных территориях Донбасса нет единой вертикали власти. Она разделена на три ветви: ФСБ (куратор – Сергей Беседа), российская армия, которая находится под контролем МО РФ (куратор – Сергей Шойгу) и «главы администраций» - Захарченко и Пасечник, их курирует Сурков.
Беседа и Сурков уже давно выступают в роли заклятых антагонистов, и сильно конфликтуют между собой. При этом ГРУ и Сурков планомерно теряют позиции.
К 2017 году, когда ФСБ и Курченко окончательно выдавили людей Плотницкого из оккупированного Луганска: Сурков и российское ГРУ одержали первое заметное поражение.
Вторым поражением ГРУ стала утрата монополии над ситуацией в Сирии, где Шойгу так и не смог повысить статус спецслужбы. Но Путин слил Израилю «иранских партнеров», и тем самым снизил глобальную востребованность ГРУ.
Третьим поражением Суркова стала история со смертью Захарченко, который «ушел слишком рано». Действующее руководство ФСБ также могло реализовать в экстренном порядке шаг с убийством «главы ДНР», который может быть, и был запланирован на позже, в силу сложившихся благоприятных обстоятельств. А также для отвлечения внимания российской общественности от темы украинской автокефалии, ведь патриарх РПЦ Кирилл не смог уговорить Вселенского патриарха Варфоломея воздержаться от наделения Украины Томосом о создании поместной церкви. Религиозный план ФСБ потерпел сокрушительное поражение, и тут же был запущен сценарий по Захарченко.
Также важно отметить, что сейчас происходят большие кадровые перестановки в высшем руководстве РФ. По имеющимся данным, новым директором ФСБ станет губернатор Тульской области Алексей Дюмин, которого называют возможным преемником Путина. Он, дескать, уже принял решение о кадровых перестановках в силовом блоке. Действующего главу ФСБ Александра Бортникова могут назначить секретарем Совета безопасности РФ вместо Николая Патрушева, которого переведут в руководство Госсовета. В свете указанных перестановок может вырасти в позиции и Сергей Беседа.
А вот Суркову вещают невеселую судьбу: поскольку на Донбассе он проиграл схватку с ФСБ, то теперь ему пророчат «выбывание из высшей лиги». И возможно, это будет еще не худший вариант для Суркова, ведь как показывает опыт деятельности ФСБ на Донбассе, «профессионалы» с Лубянки не чувствуют себя спокойно, пока их оппоненты не уходят в мир иной. Но здесь еще надо знать Суркова, который не любит, когда его, как половую тряпку начинают таскать по полу, поэтому его ответный ход «чекисткой братии» не за горами.
Секция «Браво» группа Информационное Сопротивление