"ФСБ: Забота о частной жизни..." - Виктория Ивлева

"ФСБ: Забота о частной жизни..." - Виктория Ивлева

Есть ситуации несправедливости, которые повергают в полное уныние. Смеяться над ними невозможно, сделать что-то, чтобы изменить, не получается. Остается бессильно плакать, что я, если честно, сейчас и делаю.
Речь идет об отказе Мещанского суда города Москвы родственникам шведского дипломата Рауля Валленберга в праве ознакомиться с некоторыми документами ФСБ, проливающими свет на его судьбу. "Представитель спецслужбы утверждал, что запрет продиктован заботой о частной жизни третьих лиц, упоминающихся в запрашиваемых документах" - пишет адвокат Иван Павлов.
Сколько же лет сейчас должно быть этим третьим лицам, чья частная жизнь с такой заботой и трепетом ТАК охраняется государством? И кто же они?
Не дают, как всегда, ответа, ни Русь, ни ФСБ.

Спроси сейчас на улице - почти никто ведь и не скажет, кто был этот Валленберг. Что он такого сделал? Да так себе сделал, ерунду какую-то, уж точно не Зоя Космодемьянская и не 28 панфиловцев, - просто спас, пользуясь своими возможностями, от концлагерей и гибели тысячи венгерских евреев: Рауль был первым секретарем шведской дипмиссии в Будапеште в 1944-45 годах и выдавал евреям шведские «защитные паспорта», которые позволяли выехать в Швецию и остаться в живых.
Он не просто сидел в тихом кабинете и штамповал бумажки, хотя это одно в тех условиях уже было бы подвигом - нет,
Валленберг всегда был человеком действия, и вот одна из историй:
Однажды Валленберг и его посыльный Йони Мозер бросились на автомобиле догонять колонну заключённых, которых гнали в концлагерь Маутхаузен на верную смерть. Настигнув колонну, Валленберг попросил всех, у кого были шведские паспорта, поднять руки.
Йони Мозер: «По его распоряжению я бросился по рядам, призывая людей поднимать руки. В том числе тех, у кого никаких паспортов не было. Затем Валленберг заявил, что берёт всех, поднявших руки, под свою опеку. От него исходила такая сила, что никто из венгерской охраны возразить ему не решился. В его манере держаться чувствовались мощь и непререкаемый авторитет. Он был невероятно убедителен».

Это Валленбергу, а не калашу, должен стоять памятник неподалеку от Лубянки, сотрудники которой арестовали Рауля в 1945 году в Будапеште, вывезли в Москву, а потом годами безбожно врали о его судьбе родственникам и Швеции, добивавшимся правды. Никаких достоверных свидетельств и даже точной даты смерти Валленберга не было до самой перестройки. Тогда, в эти поливаемые сейчас грязью или замалчиваемые горбачевские годы, приоткрылись железные челюсти монстра, выплюнули немного информации и остатки вещей Рауля - паспорт, записные книжки, шкатулочку... А теперь челюсти сжались опять.
.
Великий подвиг.
Великий человек.
Бесстыжая страна, скрывающая и через семьдесят лет правду о расправе над ним.

Рауль Валленберг - герой всей моей жизни, это на него я всегда мечтала быть похожей, это у него я училась бесстрашию и состраданию, хотя от меня до него, конечно, как до Луны. В прошлом году, стоя у Соловецкого камня 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, я прочитала и имя Рауля.
Очень хочется дожить до правды.
На снимке: памятник Раулю Валленбергу, открытый во дворе Библиотеки иностранной литературы в Москве в 2001 году.

Виктория Ивлева