Почему антииранская коалиция, которую пытается сколотить Трамп, является делом важным и полезным, но недостаточным для решения проблем региона и мира в целом
Во время своего турне по Ближнему Востоку Дональд Трамп сделал заявку на создание, возможно, самой широкой антииранской коалиции. Вместе с арабскими странами и США, а значит и НАТО, в коалицию может войти Израиль. Если Израиль объединится с арабами против Ирана, это будет большим успехом Трампа. Станет ли меньше мировое зло?
Иран объявлен главным мировым злом, на подавление этого зла брошены немалые деньги: на $110 миллиардов США поставит оружия Саудовской Аравии. Эр-Рияд станет воевать с Тегераном?
Если судить по риторике Трампа, мировое зло для него представляет собой две точки на планете: одна, самая жирная – Иран, вторая, поменьше – Северная Корея. При всем желании не получится провести между ними линию и создать «ось зла». Картина получается неполная. Архитектура «мирового зла» не складывается, а значит и борьба с ним будет не эффективной.
В начале нулевых, после 11 сентября Джордж Буш назвал «ось зла» в составе такой тройки: Ирак, Иран, КНДР. Позднее заместитель госсекретаря США Джон Болтон добавил в список «мирового зла» еще три страны: Кубу, Ливию, Сирию. Связать в единую геометрическую фигуру КНДР с Ираном и Кубу с Ираком довольно сложно. То есть получается просто перечень «неприятных» стран, в который каждый может добавить по своему вкусу еще несколько.
В конце 30-х годов прошлого века было два центра мирового зла: Гитлер и Сталин. Запад довольно долго выбирал, надеялся, что они как-то аннигилируют, сами друг друга уничтожат. Потом Гитлер не оставил Западу выбора, и мир стал действовать по рецепту Черчилля: «если Гитлер вторгнется в ад, я заключу союз с Сатаной». Бессмысленно спорить, какое из двух зол, Гитлер или Сталин было большим, но очевидно, что после уничтожения одного из них мир явно стал намного лучше.
После Второй мировой войны самый эффективный опыт борьбы с мировым злом продемонстрировал Рональд Рейган. Выступая во Флориде 8.03.1983, он назвал СССР «империей зла» и «центром зла во всем мире». За словами последовала целенаправленная политика по искоренению этого зла. И эта политика стала, конечно, не единственным, но существенным фактором исчезновения «империи зла». Путин может сколько угодно называть распад СССР «величайшей геополитической катастрофой», но угроза третьей мировой и ядерного уничтожения планеты на два десятка лет была снята с мировой повестки дня. И поэтому исчезновение СССР, безусловно, было благом для человечества.
Сегодня мировое зло рассредоточено, и, казалось бы, не имеет единого центра. Какая связь между безумным лидером КНДР и не менее безумными стражами Исламской революции? И где во всей этой адской геометрии террористы ИГИЛ, которые в очередной раз похвалились массовым убийством, на этот раз в Манчестере?
В годы Второй мировой «ось зла» была поименована публично по названиям столиц фашистского блока: Берлин – Рим – Токио. Во времена Рейгана все элементы мирового зла были так или иначе связаны в единую систему – слепому видно. Сейчас мировое зло не образует явную геометрическую фигуру, а обозначает себя пунктиром и отдельными точками на глобусе.
Чтобы сквозь пунктир увидеть фигуру мирового зла, надо пожертвовать нюансами и нанести грубые мазки, спрямить линии, упростить картину мира. Если бы Рейган углубился в нюансы, то он никогда бы не назвал СССР «империей зла». Поскольку и помимо СССР зла в мире хватало, а в самом СССР было много замечательного и прекрасного, спросите кого угодно, да вот хоть того же Дмитрия Быкова. Проблема в том, что если бы во главе США в то время был не сторонник «упрощенной модели мира» Рейган, а тонкий ценитель нюансов вроде Быкова, да хоть тот же Обама, вполне возможно, что СССР стоял бы до сих пор как оплот мирового зла и картина мира была бы еще хуже, чем сейчас. Поэтому, уж извините меня, любители нюансов, буду упрощать.
На Ближнем Востоке есть два явных очага зла: государственный террорист и убийца Асад и его тень, террористическое квазигосударство ИГИЛ. Это «нанайские мальчики», борющиеся друг с другом, а также сообщающиеся между собой сосуды, поскольку, чем больше Асад убивает своих противников, тем больше их вступает в ряды ИГИЛ. Без поддержки Ирана, Хезболлы и России Асад не продержался бы недели. Без России при поддержке одного Ирана и Хезболлы – месяц.
Путинский режим не является сегодня единственным источником терроризма, но он, безусловно, главная его «крыша» и наиболее мощная государственная структура, кровно заинтересованная в воспроизводстве нестабильности в мире.
На открывшейся 21.05.2017 в Минске выставке MILEX – 2017 Россия выложила свой главный товар. «Российское вооружение и военная техника показали себя как надежное и боеспособное оружие, - радуется глава делегации «Рособоронэкспорта» Валерий Варламов. – Естественно, это не могло быть не замечено иностранными заказчиками, и, соответственно, увеличилось количество запросов в «Рособоронэкспорт» по образцам, применяемым в ходе сирийской операции».
То есть, то, что в Сирии российские ВКС сбрасывают бомбы на головы мирных граждан, это промоакция для продвижения единственного товара, которым сегодня торгует Россия, кроме жидкой грязи, поступающей из сибирской земли. А купец - коробейник Варламов из «Рособоронэкспорта» расхваливает свой товар: «Хорошо идут многоцелевые и боевые вертолеты, многоцелевые истребители, бомбардировщики, ракетные системы Club-N и Club-S».
Оружием торгуют многие, те же США продают оружия больше России, но только у России нет за душой ничего кроме оружия и нефти, а точнее, нет за душой ничего, кроме войны и нефти.
В выстраивании стратегии и тактики борьбы с мировым злом важно выстроить его иерархию, понять, где в этой цепи главное звено. Трамп в качестве такого главного звена обозначил Иран. Полагаю, что это ошибка. Иран, безусловно, важнейший источник агрессии, нестабильности и терроризма на Ближнем Востоке. Но не он главный рассадник терроризма и нестабильности в мире. У Ирана есть намного более мощный союзник и покровитель, обладающий ядерным оружием, к обладанию которым Иран только стремится. Это путинская Россия, для которой война, нестабильность в мире, терроризм и провокации против стран Запада являются единственным способом воспроизводства.
У Путина нет никакого позитивного плана внутри страны. Ему просто нечего сказать соотечественникам. Без войн с Украиной и Сирией, без постоянных провокаций в Европе и на других континентах Путин не переживет 2018 год. Более того, если сейчас Россия уйдет из Сирии и Украины, Путин и 2017 год не переживет. Причина того, что Путин без войны и провокаций не продержится у власти больше года, самому Путину хорошо известна. Она только что была ему наглядно предъявлена в очередном, довольно рутинном расследовании Навального, который выяснил и обнародовал тот факт, что Роснефть закупает для своих служебных вертолетов посуду по цене чуть больше тысячи евро за один предмет. Сам по себе этот факт никоим образом не приведет к смене обитателя Кремля. Он, этот факт закупки вилок по 11 тысяч рублей, салфетниц по 32 тысячи и икорниц по 83 тысячи, просто показатель невероятного отрыва от реальности Кремля и его ближайшего окружения (а Сечин – это самое ближнее, ближе некуда). При таком уровне невменяемости Кремль и его окружение будут множить глупости в геометрической прогрессии просто потому, что они искренне не понимают, почему нельзя принудительно переселить полтора миллиона москвичей, или обложить дальнобойщиков таким налогом, что им выгоднее сидеть дома.
Поэтому Путин будет продолжать войну и провокации и поддерживать по всему миру тех, кто воюет и провоцирует. От Ирана и Асада до КНДР и Дутерте. И до тех пор, пока Запад не поймет, что путинский режим и есть тот самый центр мирового зла, ничего с периферией зла он сделать не сможет.
Игорь Яковенко