Гибель «Локомотива». Хроника событий и расследование авиакатастрофы

Гибель «Локомотива». Хроника событий и расследование авиакатастрофы

Гибель команды

В тот трагический день игроки «Локомотива» летели из аэропорта Туношна в Минск для того, чтобы провести первый матч в сезоне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) с клубом «Динамо».

При взлёте самолёт с хоккеистами выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, затем поднялся в воздух на 5–6 метров, столкнулся с антенной радиомаяка и с деревьями, после чего упал и разрушился.

На борту ЯК-42 находились 37 пассажиров и восемь членов экипажа. В момент катастрофы погибли все, кроме хоккеиста Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова.

Однако Галимов через несколько дней скончался в больнице, так как получил ожоги 90 % тела и дыхательных путей. Бортинженер Сизов оказался единственным человеком, которому удалось пережить эту катастрофу.

По случайности, на борту разбившегося ЯК-42 не было хоккеиста Максима Зюзякина и тренера Йормы Валтонена — они были оставлены в Ярославле.

Расследование авиакатастрофы

Расследование катастрофы проводил Межгосударственный авиационный комитет. Итоги расследования были опубликованы в ноябре 2011 года.

МАК пришёл к выводу, что причиной катастрофы стали ошибки и нескоординированные действия экипажа. Версия о технической неисправности была исключена — самолёт перед вылетом был исправен и заправлен необходимым количеством топлива. Метеоусловия также не могли помешать взлёту.

Было установлено, что пилоты были недостаточно хорошо подготовлены к полёту на Як-42 и использовали навыки пилотирования самолётов ЯК-40. Выразилось это в том, что или командир судна, или второй пилот непроизвольно нажимали на тормоза во время разбега. В крови одного из пилотов был обнаружен фенобарбитал — сильное снотворное.

Кроме того, экипаж неправильно рассчитал параметры взлёта, а действия второго пилота не соответствовали его должностным обязанностям.

Иван Ткаченко

31-летний Иван Ткаченко был капитаном ярославского «Локомотива», отправлявшегося на матч с минским «Динамо». Он родился в Ярославле, там же начал заниматься хоккеем и осуществил свою мечту — стал игроком основного состава «железнодорожников». Покинуть клуб ему пришлось лишь однажды, когда он с 1999 по 2001 годы вынужден был играть за «Мотор» из Запрожья и нижнекамский «Нефтехимик». Но при первой же возможности Иван вернулся в родной клуб и впоследствии стал не только его капитаном, но и рекордсменом по количеству передач и набранных очков.

Сегодня именем Ивана Ткаченко названа общеобразовательная школа № 9 в его родном Ярославле. Тогда же его родители объявили и о строительстве ледового дворца спорта, в котором должна была открыться школа хоккея имени их сына. Город выделил под проект землю в одном из лучших районов города, а отец Ивана Ткаченко заплатил 2,5 миллиона рублей за проект. Он, правда, так и не был организован — нет средств на строительство. Сейчас волонтёры пытаются собрать деньги, устраивая разные акции, но крупных инвесторов найти не удаётся, а народом сумму в 140 миллионов рублей собрать не так-то просто.

Когда произошла трагедия, все знали Ивана исключительно как хоккеиста. Лишь спустя какое-то время оказалось, что он был и великим человеком. Капитан команды тратил значительную часть своего заработка на благотворительность, и никто об этом не знал, пока не сучилось страшное. Всего за свою карьеру он пожертвовал на помощь детям 9 миллионов 996 тысяч 300 рублей. Последний перевод суммой в 500 тысяч рублей был осуществлён в день катастрофы — за считанные часы до того, как Иван занял своё место в злополучном самолёте. Хоккеист помог девочке, страдающей острым лимфобластным лейкозом.

Дома папу так и не дождались две его собственные дочери, Александра и Варвара. Иван, как и почти любой мужчина, мечтал о сыне. Его мечта осуществилась лишь через четыре месяца после его гибели — в январе супруга хоккеиста родила сына, которого назвали Николаем.

После трагедии

Гибель одной из сильнейших хоккейных команд России практически в полном составе потрясла всю страну. Тысячи людей после катастрофы пришли в ярославский спорткомплекс «Арена 2000. Локомотив», чтобы проститься с погибшими.

Впоследствии «Локомотив» возродился в новом составе и через какое-то время вернулся в КХЛ.

В Ярославле на площади перед «Ареной 2000»  открыли монумент «Хоккейное братство».