Не может быть и речи о появлении в России какой-либо оппозиции, и все рассуждения по этому поводу бессмысленны и утопичны. Оппозиция в современном мире бывает системной и несистемной, но к ее появлению нужно еще иметь верховенство права, по которому возможно сформировать движения, партии, группы или позицию отдельно взятого гражданина.
В России после ликвидации социалистического права в Конституции были прописаны все достижения цивилизованного мира в области прав и свобод человека, и постсоветские элиты тщетно попытались сформулировать свою гибридную, полусоветскую систему права. Причиной несостоятельности России как демократического правового государства и неспособность власти синхронизировать свои действия и решения с международным правом является архаичность самой концепции государственного устройства, в котором доминируют имперские принципы построения вертикали власти при сохранении института государственной собственности, который бережно перенесен из социалистической правовой системы и вписан в Основы конституционного строя РФ.
Появившийся полусоветский гибрид не только нежизнеспособен как субъект международного права, он не может воспроизвести оппозицию, так как для ее появления необходимы легитимное правовое поле и система права, признанная в международном сообществе. Реальное положение России как государства не только стало катастрофически необратимым, но и с появлением все новых международных и межгосударственных санкций фактически нежизнеспособным. Кремль и Лубянка, пойдя на конфронтацию с Западом, не учли главного — что СССР мог противостоять остальному миру на основании существования социалистического права, и все экономические санкции Запада были неэффективными и расплывчатыми в юридическом определении субъекта права.
Теперь все предельно ясно, и круг лиц бенефициаров системы путинской России четко определен и юридически прописан. Кремлю придется или менять Конституцию с полным возвратом к социалистической правовой системе, или Россия, как государство, будет полностью делегитимировано и ликвидировано с политической карты мира.
Наталья Гулевская