Гитлер жив

Гитлер жив

Александр Шишкин работает Гитлером. Гитлер - его постоянное амплуа и коронная роль. В 90-е двойник Гитлера снимался в кино и выступал в составе группы "Коррозия металла". Сегодня он живет в Ташкенте, на улице Наккашлык, в аварийной четырехэтажке, на пенсию, эквивалентную 17 долларам по самому выгодному курсу.

У вас есть актерское образование?

Я на критика учился. В 67-м закончил авиационный техникум, потом поступил в театральный, выпустился в 79-м. Но по специальности не работал - пошел на "Узбекфильм" простым рабочим.

А родители как на вашу карьеру смотрели?

Когда мне было 25, мать умерла, а отец у меня репрессированный, 25 лет ему дали.

За антисоветскую деятельность?

Нет, его бомбардировщик в 1941 году сбили немцы, он всю войну был в плену, а потом сразу Магадан - где-то в 1948 году в Ташкенте ему дали 25 лет лагерей. А меня как сына репрессированного не принимали ни в школу, никуда. Мать сразу сменила фамилию. Я был сын врага народа. В Москве сейчас очень сильная организация жертв политических репрессий, я все время с этим удостоверением ходил, оно давало большие льготы. А здесь мне даже в форме разрешили сфотографироваться на паспорт. У меня паспорт был, где я в немецкой форме на фотографии. Паук очень смеялся, когда увидел.

Какого года паспорт?

90-х годов. Один раз московская милиция напала на меня, сволочи, и паспорт мой выкинули на помойку. Это где-то в центре было, на Сретенке.

А когда вы стали Гитлером?

В 1990-м году группа ленинградских евреев во главе с Леонидом Якубовичем, который еще до "Поля чудес" был директором аукционного дома "Москва", параллельно с московскими евреями, с "Комсомольской правдой", организовали фестиваль двойников. А я снимался уже в роли Гитлера в Алма-Ате, у меня были фото- и кинопробы. По сюжету в том фильме Гитлер не погиб. Он после войны сбежал и стал скрываться в казахских степях. Там он стал директором ресторана. Ева Браун танцует, а он играет на аккордеоне.

А этот фильм был в прокате?

Да, он называется "Гамлет из Сузака". Там еще был какой-то исторический персонаж, который стреляет в меня пробкой из-под шампанского и убивает. Актриса, которая главную героиню играла, потом еще фамилию сменила, поскольку в фильме был половой акт. Теперь везде за этим фильмом гоняюсь, не могу его достать. У меня тогда ставка тогда была 16 рублей съемочный день. А они говорят: "Ну мы как Гитлеру не можем вам платить 16 рублей, мы вам 70 рублей заплатим, а то неудобно получается".

А потом был фестиваль двойников. Там по правилам надо было послать свою фотографию и фотографию того, на кого хочешь быть похожим. А я послал только свою, мне неудобно было Гитлера посылать. И вдруг приходит телеграмма - позвоните нам в Ленинград. Я позвонил, они мне говорят: "Знаете, было очень много Гитлеров, но вы прошли конкурс, берите билет на самолет (90 рублей он тогда стоил) и летите в Ленинград". Это был конец 90-го, в декабре был конкурс и фестиваль. Там было много Пугачевых, Лениных, много было похожих на Саддама Хусейна.

А кто выиграл?

Они проводили не конкурс - допустим, "Гитлер победил!" - а фестиваль, наградили всех приглашенных - 40 человек со всей страны. Кого пригласили - тот и выиграл. Вел все это Якубович.

После этого я вернулся в Ташкент и стал сниматься в наших картинах. А потом они говорят: "А давайте организуем что-то вроде гастролей двойников по городам страны". Ведущим у нас был отец Ивана Урганта, Андрей Ургант, Якубович не стал на такие концерты ездить, он на такие мелочи не разбрасывался. Андрей Ургант, отец Ивана, с нами ездил и был у нас ведущим.

А потом, в 1991 году, у нас сделали документальную картину про странных людей, которые на грани сумасшествия оказались, а автор сценария этой картины, Славик Слащинин, учился во ВГИКе. И он рассказал на худсовете в Останкино, что в Ташкенте есть такой интересный человек - двойник Гитлера. Там были люди, которые не понимали этой популярности Гитлера, но их волновал вопрос положения русского человека в среднеазиатской республике. И "Авторское телевидение" захотело сделать такой острый фильм про странного человека, который живет в Ташкенте. Они выделили деньги и сказали: давайте раскритикуем вот этих фашистских приверженцев.

Они знаете что увидели? Вот, допустим, концерт в Ленинграде, который вел Якубович, ДК "Юбилейный", где потом Талькова убили. Мы выступаем, и люди говорят: "Я хочу фотографироваться с Лениным", - другой: "А я с Гитлером, а я с Гитлером , а я с Гитлером… Гитлер, иди сюда". Каждый хотел с Гитлером фотографироваться. Я побеждал всегда, я больше всех зарабатывал на фотографиях.

Летом 1994 года в офисе КТР нарисовался убойный персонаж в фашистском юбилейном мундире, в повязке со свастикой и как две капли воды похожий на изможденного Гитлера. По узбекскому паспорту он был Александр Шишкин. На мое удивление, дядя говорил на чистом русском языке, а также знал наизусть все матерные поэмы Пушкина, а также речи Гитлера со всех юбилейных съездов НСДАП. Мы тут же накрыли стол и отметили наше знакомство. Выпив водки, "Гитлер" (якобы двойник) произнес пламенную речь на немецком, чем шокировал весь офис, а телок ввел в экстаз... Мне это дико понравилось, и я решил привлечь его к деятельности в группе "Коррозия металла". Первый бенефис нового персонажа состоялся в клубе КЕРБЕР, где мы устроили концерт под названием "ФЮРЕР ВСТРЕЧАЕТ ЛЕТО". Гитлер прогонял дикие речи и вел концерт, публика была в восторге, очень радовалась и угорала. В то время мы уже начали готовиться к записи альбома "1966", и специально для Гитлера я сочинил песню, в которой он мог проявить себя на немецком языке. Гитлер приехал на студию SNC и с первого дубля записал свою партию, получился нетленный хит "Нихт капутен, нихт капитулирен". Эта песня стала заглавной концертной композицией на всех сейшенах "Коррозии" с 1995 по 2007 год".

Из книги Сергея Паука Троицкого "Девки, музыка и бухло".

 

А когда вы поняли, что похожи на Гитлера?

Мне сказали несколько человек, одному бы я не поверил. Одним из первых сказал сын Батыра Закирова (узбекского певца и актера). Мы ехали в автобусе, на съемках, и он, глядя на мое строение лица, сказал: "Знаешь что, тебе сделать усы - будешь Гитлер". Я растерялся. Я-то готовился сниматься в роли красноармейца, у меня ни усов не было, ничего.

А ваш отец был жив тогда?

Нет, нет, вы что.

Просто интересно - отец побывал в плену у немцев, а сын Гитлера изображает.

У меня в жизни был случай, в 20 лет я впервые надел эсэсовскую форму и участвовал в театрализованном представлении, играл немецкого автоматчика на расстреле Зои Космодемьянской. Вот тогда отец порвал эти снимки.

А как вы относились к Гитлеру, как сами им стали?

Да как нас в школе учили. Я однажды пришел к одному режиссеру узбекскому, Джахонгиру Файзиеву, рассказал, что я получил телеграмму из Ленинграда, и попросил совета, как мне играть Гитлера. Он говорит: "Только не играй дурака, играй умного человека". И все равно я пошел по схеме прежних стереотипов. Играл как Мартинсон.

Так, а после фестиваля двойников что было?

У меня в 92-м, а это были голодные годы, появился спонсор - покойный Айвазян. На Садовом кольце у него офис был. Он мне сказал: "Приезжай, будешь участвовать в моих представлениях, я тебе буду оплачивать дорогу, гостиницу. Даже не гостиницу, у меня будешь жить. Буду давать продукты всякие". А потом, в апреле 93-го, ко мне приехала съемочная группа из Останкино, они меня вывезли в Москву, два-три месяца мы снимали картину "Клетка" за нищенскую зарплату. И после этого я уже остался в Москве. Жил рядом с Красной Площадью, в таких трущобах, в подвале. Появились богатые люди, которые мне подбрасывали деньги.

В 93-м вышла "Клетка", это фильм обо мне. Я уже на гребне славы и успехов был. Начался взлет. В это же время я познакомился с Жириновским, который тоже участвовал в этой картине. Ему тогда еще сказали, что Гитлер его компрометирует. Но в 1992 году это еще слабая партия была. Потом, в 94-м, я Ленина (двойник Ленина Анатолий Кокленков) в Москву из Ташкента вытащил. Мы на Арбате вдвоем сначала были, потом человек пять вокруг нас собралось. Потом нашелся в Москве президент одного банка. Он говорит: "Гитлер есть, Брежнев есть, Ленин есть. Давайте все к нам". Потом его или посадили или еще что. Он как-то с чеченцами был связан.

А это Жириновский вас с Пауком познакомил?

Нет, с Пауком мы познакомились через группу "ДИВ". Они в свое время выпустили пластинку "Mein Kampf". Я приходил к ним на концерты и на одном из них познакомился с Пауком, а потом уже начал с "Коррозией металла" сотрудничать. Раз в месяц мы ездили с концертами по России и СНГ. С Брынцаловым в 95-м году тоже ездили. А жена у него кричала: "Я вас видела в кино, я вас знаю!"

Я бы тебе рассказал, какая была реакция народа, что значит, когда тебя 27 минут показывают по Первому каналу. Ко мне подходили люди, говорили: "Наш теплоход стоял в Турции, у нас был перерыв, мы в кубрике включили телевизор, а там показывают вас". А другой говорит: "Мы сидели в тюрьме, у нас в камере телевизор был, и мы в камере смотрели про вас кино, вот эту картину".

И долго вы с "Коррозией" работали?

Где-то до 98-го. Паук мне говорил: "Деньги - хрен с ними, я тебе даю промоушн". Он патологически скупой. Они мне платили копейки. Я основные деньги зарабатывал с коллективом двойников.

А что в Узбекистане? У вас здесь оставалась квартира?

Да, я жил с одной женщиной. Я личной жизнью расплатился за карьеру Гитлера. Она не смогла уехать, не захотела. Я деньги высылал, но все это не сработало. Как и с прежней женой. Я был женат, еще в 78-м, когда не был Гитлером. И дочка есть, живет с моей фамилией и отчеством в Бухаре. Потом я жил с разными бабами, без росписи. Я получал мало, ни одна девушка не соглашалась со мной жить из-за тех копеек, которые мне платили.

На "Узбекфильме"?

Да, пять рублей за день платили, и то когда есть работа. Массовка шесть рублей стоила, а мне платили пять рублей в день. Узбеки меня дожимали, на работу не принимали, говорили, что мест нет. Как нет мест? Я говорил: "Хочу работать ассистентом". А они отвечали: "Хотите работать - работайте". И я, дурак, соглашался делать черную работу за гроши. Вот настолько у нас воспитывали любовь к искусству. Ты пришел - забудь о деньгах, все, ты уже жертва искусства. Тогда не было таких гонораров. Пугачева приезжала в Ташкент, 24 рубля за концерт получала. Высоцкий дважды приезжал. Ему платили по спецдоговору. Он говорит: "Хер я приеду за эти ваши ставки". А они говорят: "Владимир Семенович, мы вам будем по 300 рублей за концерт платить". И он на два дня прилетал и собирал 2 тысячи рублей. А Пугачева поехала почему? Потому что там для нее обязаловка была. И то, ей платили выше.

За несколько дней до смерти Сталина меня усыпили и поместили в барокамеру в одном из научно-исследовательских институтов города Ташкента. Выбор на этот город пал не случайно - Ташкент по расположению оптимально близко по отношению к Тибету и таинственной для вас всех стране Шамбале. Это не моя тайна. Во время Ташкентского землетрясения меня дико укачало, думал, проснусь в аду, слава Тору, пронесло! В 1989 году, когда начался кризис неплатежей, в этом НИИ перестали платить зарплату. Люди начали увольняться, институт опустел, его зловещие коридоры покрылись паутиной. И лишь старая коммунистка-уборщица по привычке каждый день, шаркая ногами, четко выходила на работу, хотя уже полгода она не получала ни гроша и официально числилась умершей. Однажды она решила смахнуть пыль в барокамерном отсеке и случайно задела шваброй вентиль на моей камере. Камера со скрипом открылась, и я стремглав выскочил из нее и голый набросился на старушку. Увидев это, она тут же отправилась к праотцам. Три дня и три ночи я голый оголтело скитался по узким улочкам Ташкента. Меня выручил местный бомж, который одел меня в кусок дерюги и накормил пловом. Потом меня забрали в милицию. К моему счастью, тамошний начальник, был большой фанат "Семнадцати мгновений весны", чисто из альтруистических соображений помог мне. Он выдал зеленый узбекский паспорт, однокомнатную квартиру, брюки, рубашку и пиджак с умершего человека. Меня не устраивали лишь две вещи: ботинки, которые дико жали ноги, мешая скитаться, а также то обстоятельство, что мой аварийный дом, откуда всех уже давно отселили, в случае повторного ташкентского землетрясения первым бы рухнул и провалился в Преисподнюю. Также все время мешали мысли о Еве.

Воспоминания Гитлера-Шишкина. Из архивов Корпорации тяжелого рока.

 

Когда вы вернулись в Узбекистан?

В 2001-м. Этот год мы встречали c Пауком на Красной Площади. Вернулся - и застал буквально разоренную квартиру, полный провал в жизни. Сырая, холодная конура с тараканами и комарами. Нежилые условия были. И меня начали уговаривать продать квартиру, чтобы сделать из нее магазин. В 2003-м все же продал за 3 тысячи долларов, а новую купил за 2 тысячи. Сейчас эта квартира, где я жил, стоит 50 или 60 тысяч, из нее сделали аптеку, магазин, все такое, понимаешь? Меня прокатили как русского дурака. Мне говорили соседи: "Ты сидишь на золоте". Я не понимал. Как? Я загибаюсь на этой квартире, здоровье теряю, холод, почки, хожу - у меня все перевязано. И вдруг это квартира дорого стоит, потому что она на первом этаже.

А зачем вы вообще вернулись?

Знаешь, основная причина была такая. Я думал: круто, конечно, Москва, Россия. Но среди кого там жить? Там русские, и здесь тоже русские, но у нас русские совершенно по-другому воспитаны. В Москве каждый бухой, каждый пиво пьет. Я не мог ни с одной москвичкой договориться, потому что каждая курит и водку пьет, а у нас это не принято. То есть мы русские и они русские, но мы говорим на разных языках. Тут принято по обычаям соседей угощать. И никто говна на лопате тебе не поднесет. Вот живу я в одном доме с узбеками. Они еще бедней меня, но у них обычаи такие, они мне постоянно, через день какую-то еду приносят, плов, еще что-то.

Затосковали в Москве?

Да, солнца нет. Куда в Москве ни обратишься, сразу мне плохое делают. А чего я им плохого сделал? Почему вы мне плохо делаете? А просто так принято, без всяких видимых причин.

У вас были в России контакты с настоящими нацистами?

Ну я как-то приходил к баркашовцам, они мне говорят: "А что вы такую великую личность принижаете? Гитлер из Ташкента, Гитлер из Ташкента - а Гитлер же из Мюнхена". Мне говорили, что Баркашов меня ревнует безумно. А вообще, в жизни тому же Ленину намного легче. Он несколько раз в психушке лежал, а сейчас москвич, россиянин. Вот у него очередная придурь - взял и купил дом в Астрахани. Чтобы рыбачить. Я звоню его сестре: "Чего, у нас нет своей рыбы?" До сих пор не пойму. Столько денег, понимаешь. Взял вот и купил. Вот зачем? И все деньги на Ленине сделал. Они на 9 мая с двойником Николая II могут за один день тысячу долларов сделать. А ты, Гитлер, вон отсюда!

9 мая люди подпитые начинают мне претензии предъявлять: "Ты войну начал!" Я войну начал?! Ко мне относятся как к настоящему. И били бывало, в метро, потом на Арбате, несколько раз. Если бы я сейчас поехал, я бы сказал: "Не, ребята, давайте пару охранников". Потому что у вас дурной народ. Ну вас на хер. Здесь что хорошо - узбеки не понимают, Гитлер - кто это такой? Им не преподают, кто такой Гитлер. Зачем мы будем Германию дразнить? Германия помогает Узбекистану. Не было Гитлера, не было Освенцима, не было Майданека. Не то что в Москве: "У меня дедушка погиб, а ты здесь в фашистской форме, сука". И сколько у меня было таких наездов и нападений. Люди верят, что это я все сделал. Дедушка погиб, а я виноват. А у узбеков: "Гитлер-ака, я вам принес пригласительные, Гитлер-ака, приходите ко мне на свадьбу".

То есть у узбеков Гитлер не ассоциируется с каким-то злом?

Они вообще его не знают. Я хожу по Ташкенту, ну кто-то скажет: "Ой, что-то форма у вас странная какая-то". Фактически это, кстати, литовская кепка, лесных братьев. Я уверен, и десяти шагов я не прошел бы в Москве в такой форме, обязательно бы началось разное, нервов бы не хватило. А здесь никто мне ничего не говорит. Хотя эта неосведомленность иногда удручает. Мне один киоскер как-то говорит: "Вы знаете, вот ваш портрет вышел в узбекской газете". Я ему говорю: "Это Гитлера вышел портрет". А он мне: "Гитлер? Вот вратарь германский - знаем, Гитлера не знаем".

текст: Петр Бологов фото: Ирина Попова
Источник