ГОРІЛА ТЕСЛА, ПАЛАЛА

ГОРІЛА ТЕСЛА, ПАЛАЛА

Не быть скотом. Эта строчка из песни «Ляписа Трубецкого» (похоже, забытая самой группой) не только описывает мотивы протестующих в Беларуси. Это еще и конструктивное предложение президенту Украины. Как универсальный политический рецепт реагирования на происходящее в соседнем государстве. Отсутствие реакции Зеленского на силовое подавление протестов в Беларуси после первого невнятного заявления «за все хорошее» - это даже не молчание ягненка. Это подавленно-агрессивная прострация гаранта, смотрящего на новые ворота, внезапно открывшиеся в Минске. Гарант понимает, что главное событие его жизни – у него впереди, и живо себе представляет, что на месте Луки в будущем – далеком или близком – может оказаться он.

Видимо, эти переживания Зеленского и стали причинами показательных действий полиции у посольства Беларуси в Киеве. Вчера там была проведена акция, участники которой призвали Зеленского не признавать результаты выборов в Беларуси, осудить избиения белорусских граждан, и обратиться в международные организации. Что случилось с участниками акции? Правильно, их жестко, с применением силы, задержали за хулиганство, в том числе бывшего узника Кремля Кольченко. И это не про общественный порядок. Это такой явный сигнал бацьке – «я – не с ними!». Я не против диктатуры, я за мир! Чтобы не стреляли.

Сегодня, когда появилась развёрнутая информация о ситуации в Минске, молчание Зеленского – особенно красноречиво. Итак, о чем молчит Зеленский? Уже ясно, что Лукашенко с треском, безоговорочно, проиграл выборы, уступив Тихановской в разы. Уже ясно, что им избран силовой сценарий подавления восставшей страны. Предел силовых действий – только тот, до которого согласятся идти полиция и армия. У Лукашенко предела нет.

Все уже видели, как толпа беркутовцев, извините, омоновцев, избивает лежащего ногами. Пинает в лицо. Все видели, как автомобили давят протестующих. Все видели, как лежат десятки задержанных на земле вниз лицом во дворе РОВД. Наконец, все видели смертельно запуганную победительницу выборов.

Все видят, что во главе Беларуси – преступник. Который готов делать, и уже делает с десятками и сотнями тысяч белорусов то, что на протяжении своих 26 лет он делал с отдельными оппозиционерами – уничтожать. Либо Лукашенко утопит Беларусь в крови, либо его ждет судьба Каддафи. Каково решение для соседей и партнёров Беларуси, если не учитывать особый русский путь захвата чужой страны? Их два – быть в клубе автократий, поздравивших вождя. Или быть с цивилизованным миром. Один из самых влиятельных лидеров мира, похоже, был бы не прочь стать членом клуба. Но – агрессивное меньшинство не пускает. И поэтому приходится одной половиной лица улыбаться, а другой грустить, а затем просто прикидываться ветошью. Вот это и есть украинская внешняя политика сегодня.

Зеленский молчит на фоне того, что другие соседи, Литва и Польша, призывают ЕС ввести санкции в ответ на начатые репрессии Лукашенко, МИД Германии говорит о том же, а в Еврокомиссии заявляют о пересмотре отношений с Беларусью. Вероятный будущий президент США Байден жестко критикует Лукашенко, оценивая происходящее в Беларуси как атаки против мирных протестующих, которые требуют точного подсчета голосов, спецназом и резиновыми пулями.

Молчание на фоне публичных позиций других стран – это солидарность с теми, кто давит свой народ автозаками, ломает дубинками и берцами, и расстреливает пулями. Пока резиновыми. Это солидарность не только с Лукашенко, но и с Януковичем. О том, что ситуации идентичны, говорят уже даже не политики, а бывшие коллеги Зеленского по цеху. «Молчать - это не вариант. Вспомните, чья была кровь на Майдане», - пишет лидер «Бумбокса» Хлывнюк.

Да помнит Зеленский. Но какая разница. У Владимира Ссаныча край внутри страны. Край. Рейтинг падает каждую неделю вместе с экономикой. Развал во всех сферах госуправления. Зе-команда не в состоянии управлять страной. Как говорил, когда-то Саша Дубинский, пока ему не дали Киевскую область, поезд едет в стену. Все больше людей это начинает понимать, и рано или поздно количество перейдет в качество.

Сгоревшая «Тесла» Богдана, в которой Зеленский записывал свои видосики – символ этих процессов. Как венок и закрывающиеся перед Януковичем двери. Созданная Зеленским и Ко система – работает только в режиме «демо». Может, где-нибудь в Люксембурге и удалось бы протянуть 5 лет, а в полевых украинских условиях каждый следующий день существования системы добавляет энтропии и приближает ее к самоуничтожению. Тут как в анекдоте про медведя. Шел Зеленский по Киеву. Видит – горит «Тесла» Богдана. Сел в нее и сгорел.

На самом деле это сгорела не «Тесла» Богдана. Это сгорела эпоха видосиков Зеленского. Теперь поредевшей когорте адептов Зе уже не удастся впарить ничто. Теперь придется впаривать что-то. Но при этом сама Зе-команда фактически публично признала, что самостоятельно ни на что не способна. От услуг соросят отказались. К попередникам-барыгам обращаться за помощью – окончательная потеря лица и рейтинга.

Остается надежная модель ориентированной на Россию постсоветской республики с сырьевой экономикой, мафиозной судебной и правоохранительной системами. Вместо сгоревшей «Теслы» - «Москвич» Януковича. Ну а что – он ведь ездил. Доллар был по 8 гривен до Майдана. Были, конечно, недостатки, могли бизнес отжать, а тебя посадить или убить, долю надо было заносить, без взяток не решался ни один вопрос, но в целом-то система работала.

Так что то, что делает Зеленский сейчас – это не реванш. Люди Портнова заходят во власть, потому что хорошие юристы. А Кравчук с Фокиным – потому что опытные политики, они не с ЛДНР собираются переговоры вести, а ищут пути мира на Донбассе. Заглянуть в глаза Пушилину, это ли не цель, что всем желанна?

Ну а то, что сегодня происходит в судебной системе – это в чистом виде верховенство права. Права Портнова-Януковича, но ведь права же, а не хаос, как было до этого.
Возвращается забытый термин – Печерское правосудие. Вот расследует НАБУ коррупцию главы ОАСК Павла Вовка и его друзей. Показателен широчайший спектр процессуальных реакций судьи: тут и заявление о внешнем управлении, тут и иски о запрете «Слуги народа» и «Партии Шария». Тут и Жвания. Тут и представления о неконституционности создания НАБУ от депутатов Коломойского и ОПЗЖ. Тут и отказ получать повестки из-за пребывания в отпуске. Сразу чувствуется рука хозяина в судебной системе – и кнутом может, и пряником.

А дальше вообще прелесть – Вовк протягивает руку Вовку, а Портнов – Портнову. Взять – и забрать дело у следствия. Как? По решению суда. И судья уже Печерского суда Сергей Вовк, однофамилец главы ОАСК, принимает решение обязать Генпрокуратуру забрать у НАБУ дело по судьям ОАСК и передать его другому правоохранительному органу, который его успешно развалит. Это не говорится, но подразумевается. И мотив тут скорее не боязнь НАБУ, а желание Офиса продемонстрировать его импотенцию, показав, кто разделяет и властвует, создает и разруливает конфликты.

И носится над темными водами этой ситуации, как и в случае с Беларусью – очень несвятой дух красноречивого молчания Зеленского. Генпрокурор которого сначала была за то, чтобы поперетряхивать ОАСК, а потом раз – и против. А сейчас вообще готова забрать дело у НАБУ, если суд скажет. Зачем все эти пляски с вовками? А чтобы Офис президента их контролировал, а через них и брал всю судебную систему под контроль. Как при Викторе Фёдоровиче, ну или хотя бы наполовину. Выглядит отвратительно, и не пахнет Европой? Ну, так может, это и есть наш путь? В ЕС нас не ждут. Владимир Ссаныч их же прямо спрашивал – дадите четко дату членства? Нет? Так зачем тогда мы напрягаемся и пытаемся вести себя по-человечески?

Поэтому Зеленский и не может осудить Лукашенко. Как он его осудит, когда он его кумир и успешная версия? Если он его косплеем половину времени пребывания на должности занимался? Как он от Лукашенко потребует прекращения репрессий, если он с ним про саммит накануне выборов договаривался? Как он об Александре Григорьевиче слово плохое скажет, если тот Гордону говорил, что Володя «хороший парень?». Как он может быть недовольным белорусским президентом, если бы он сам себе таких лукашенок с удовольствием набрал команду, чтобы они ему такую же систему выстроили, а он бы только бегал, айкосы курил и кричал: баба да?!

Страсти