Я очень не люблю фарисейство, поэтому здесь не будет слов сочувствия семье Кернеса. Да, я знаю, что считается «положено», что это же «поведение цивилизованного политика». Не в этот раз. И дело не только в моем отношении к Кернесу, которое весьма однозначно в отличие от многих. И не только в том, что все «родные и близкие покойного» были в значительной мере участниками его схематозов и изнасилования города. Дело еще и в том, что как раз эти самые «родные и близкие» последние пару месяцев играли умирающим человеком ради сохранения власти в городе. Как при жизни все вокруг исключительно как ресурс воспринимал Кернес, так и его самого использовали как ресурс последние месяцы его жизни его же семья и соратнички. И вот эта степень цинизма в исполнении семьи уж точно не предполагает какого-то сочувствия с моей стороны и избавляет меня от необходимости весьма неубедительно его симулировать.
Многие сейчас вспоминают, что Кернес вышел из наперсточников и стал политическим явлением не только в масштабах города, но и страны. Полноте! Никуда он из наперсточников не выходил. Просто если в молодости он «стриг лохов» в розницу, то с годами научился делать это оптом. И жертвами его разводок стали уже не небольшое количество прохожих, а все харьковчане. И осмысленная и полезная для города часть его действий во власти (а были и такие, особенно во времена тандема с Добкиным) это часть все той же стратегии. Квалифицированный катала всегда дает в начале немного выиграть клиенту, чтобы потом раздеть его до нитки.
Да, Кернес прекрасно понял психологию большинства харьковчан и научился им нравиться. Он шел по лояльности харьковчан только вверх. В первый раз он смог выиграть выборы только на своего тогдашнего аватара Добкина (да-да, как раз знаменитое видео со съемок о скучном лице и прочем). Вторые проиграл ноздря в ноздрю Авакову уже сам и смог «решить вопрос» фальсификациями. Третьи выиграл в 15-м в одну калитку. А сейчас выборы были выиграны на его имя даже при его полном отсутствии и весьма широко разошедшихся слухах не просто о болезни, а о недееспособности.
Безусловно, он был очень сильным игроком и очень сильным противником. Его делали таким три основных умения: завоевывать популярность электората, договариваться со всеми, с кем это было лично ему выгодно и необходимо, и строить схемы. А сильным игроком он был в первую очередь из-за того, что весьма адекватно оценивал свои и чужие силы и умел делать правильные ставки. Как в 14-м, когда к нашему счастью он понял проигрышность ставки на РФ и ХНР и быстро включил заднюю.
После себя Кернес оставил город с гирляндами и четырьмя приличными парками, но наглухо убитой инфраструктурой и заложенными и перезаложенными всеми городскими активами. Уже пошла волна обращения взысканий на ключевые принадлежащие городу объекты недвижимости. И одним из важнейших для города в целом вопросов ближайшего времени будет вопрос об управлении этой задолженностью и о реанимации городской инфраструктуры.
Политически и медийно, в городе осталась выжженная земля и совершенно нетипичное для крупного украинского города практически тотальное отсутствие публичной региональной политики и медиа. И сейчас при попустительстве и соучастии массы политических сил его бывшей командой собрана конструкция, которая может позволить еще очень долго им сохранять монопольную власть в городе. Именно ради этого и проделывались все манипуляции с уже умирающим Кернесом, именно ради этого проводились в авральном режиме незаконные (ну хорошо, как минимум крайне спорные с юридической точки зрения) голосования на двух последних сессиях горсовета. Я в первую очередь о принятом на последней сессии старого созыва регламенте и о выборах Терехова на основании непонятно какого представления непонятно в каком статусе Кернеса.
На мой взгляд, нашей общей неотложной задачей сейчас является постараться вернуть харьковчанам узурпированную власть над городом.