Графиня советского кинематографа - Ариадна Шенгелая

Графиня советского кинематографа - Ариадна Шенгелая

Хрупкая красавица, «графиня советского кинематографа» – так современники называли Ариадну Шенгелаю.
Артистка, которой более всего удавались роли аристократических особ, была известна и любима миллионами зрителей, востребована в театре и кино, а после внезапно исчезла из поля зрения широкой аудитории, став затворницей.
О ранних годах в биографии артистки известно мало.
Девочка с поэтическим именем из древнегреческих мифов родилась 13 января 1937 года в Ташкенте, столице Узбекистана, в семье Шпринк.
Отец Всеволод Эдуардович – обрусевший немец.
Его предки переехали в Российскую империю еще во времена Петра Великого.
Мать Анна Павловна Любимова – русская.
Оба родителя жили в Москве. Там они познакомились, а на переезд в далекий Ташкент решились из-за набиравших обороты сталинских репрессий.
В год рождения Ады родители решили вернуться в Москву, но отца из-за немецкого происхождения арестовали и приговорили к ссылке.
Четверть века он провел в лагерях, реабилитировали мужчину в 1955 году.
Матери с девочкой удалось перебраться в столицу.
Здесь она окончила среднюю школу и поступила во ВГИК им. С. А. Герасимова.
Училась будущая звезда в мастерской народного артиста СССР Владимира Белокурова, который за 30 лет работы в институте кинематографии вырастил плеяду актеров: Нину Гребешкову, Ию Арепину, Галину Логинову.
В 1960-м актриса получила диплом и поступила в труппу Тбилисского русского драматического театра им. А. С. Грибоедова.
Неудивительно, что благодаря необычным имени и фамилии, яркой внешности и месту рождения поклонников творчества интересовал вопрос о национальности артистки. Младшая дочь Ариадны Всеволодовны отмечала, что на 80-летний юбилей мать «поклонники с гордостью поздравляли как датчанку, грузинку, еврейку, гречанку, немку и как представителя русской нации».
В первом фильме Ариадна Всеволодовна снялась еще студенткой. Мелодрама «Екатерина Воронина» по одноименному произведению Анатолия Рыбакова 1957 года принесла ей роль Ирины Ледневой. Дебют на экране под патронажем знаменитого режиссера и сценариста Исидора Анненского стал удачным стартом в кинокарьере.
В фильмографии артистки впоследствии появится свыше 40 картин.
Уже через год Шенгелая сыграла Татьяну, первую главную роль, которая сделала ее звездой, в экранизации «Евгения Онегина» Романом Тихомировым.
За работу в фильме-опере она получила первую премию на Московском кинофестивале (ныне – ММК), а также главный приз на Всесоюзном фестивале в Киеве. Голосом вокальных партий ее героини стала звезда Большого театра Галина Вишневская.
В 1960 году вышла мелодрама «Евгения Гранде», где Ариадна Всеволодовна сыграла главную героиню, влюбленную в своего кузена Шарля, роль которого исполнил Михаил Козаков.
Следом вышла искрометная комедия «Осторожно, бабушка!» – и вновь главная роль. Партнершей артистки по съемочной площадке стала великая Фаина Раневская.
В 1963-м появился «Белый караван», номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в Каннах.
Автором ленты выступил Эльдар Шенгелая, снявший супругу в главной роли.
Знаковой картиной в судьбе актрисы стал «Гранатовый браслет». Представ в образе княгини Шеиной, она нашла свое амплуа.
За утонченную манеру игры и аристократизм Шангелаю назвали «графиней советского кинематографа», а режиссеры мечтали получить Ариадну в исполнительницы статных барышень ушедшей эпохи.
По опросу журнала «Советский экран» от 1965 года, женщину назвали лучшей актрисой.
Это время считается расцветом актерской деятельности Шангелаи. Звезда предстала в образе графини Маши в экранизации одноименной повести А. С. Пушкина «Выстрел», перевоплотилась в княгиню Каролину Витгенштейн в биографичной музыкальной ленте «Ференц Лист. Грезы любви».
В 1970 году Ариадна снялась в драме «Угол падения».
Ее партнерами по площадке стали Нина Веселовская, Георгий Куликов, Павел Кашлаков и Анатолий Ромашин.
В 1971 году состоялась премьера фильма «Гойя, или Тяжкий путь познания» – совместное производство ГДР, СССР, Болгарии и Югославии. Ариадна Всеволодовна сыграла Хосефу – жену гениального художника-новатора.
Роль гения красок досталась Донатасу Банионису.
Военно-историческая лента «Дмитрий Кантемир» 1973 года с Шенгелаей в роли Кассандры, жены главного персонажа, была удостоена Государственной премии Молдовы. Роль политического деятеля, ученого князя, сыграл Михаил Волонтир.
Притча «Чудаки» стала очередной яркой работой актрисы. Прекрасная Маргарита в ее исполнении, Дато Жгенти в образе влюбленного Эртаоза Брегвадзе – восхитительно легкая комедия, снятая в лучших грузинских и русских традициях. Режиссером выступил муж Шенгелаи Эльдар.
В 1979 году Шенгелае было присвоено звание «Народная артистка Грузинской ССР».
В следующие 20 лет актриса также снималась, а в 1990-х отметилась всего в 5 картинах. Среди них – «Барышня-крестьянка» по мотивам повестей Пушкина. Фильм получил престижные награды, а одной из локаций для съемок послужила усадьба, в числе владельцев которой была теща великого поэта.
Саму себя Ариадна Всеволодовна сыграла в авторском цикле Леонида Филатова «Чтобы помнили».
В сериале 114 эпизодов, 1 сезон длился 10 лет.
В 1997 году Шенгелая предстала в образе ведуньи в сказке «Волшебный портрет». Лента – совместное производство России и Китая, – снятая по мотивам русских и китайских преданий, тронула зрителей волшебным сюжетом и искренностью актерской игры.
Июнь 2000 года принес Ариадне Всеволодовне звание народной артистки Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.
Последней ролью на экране стала Хана в социальной драме «Бабий Яр», повествующей о расстрелах в одноименной местности в Украине в 1941 году.
На театральном поприще у артистки также немало ярких ролей. В Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова она сыграла Клеопатру в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и хрупкую девочку в «Дневнике Анны Франк».

Личная жизнь

Первый раз актриса вышла замуж в молодости, на втором курсе ВГИКа. Избранник девушки учился в том же вузе, на режиссерском факультете. Выходец из Грузии, сын известных родителей, народной артистки и деятеля искусств, Эльдар Шенгелая отличался горячим нравом и вспыльчивым характером, но Ариадна стала истинной восточной женой – мягкой, заботливой, неконфликтной.
Сразу после окончания вуза молодая семья уехала в Тбилиси. В браке родились дети.
Старшая, Нато, появилась в 1958 году. Девочку назвали в честь бабушки по отцовской линии – знаменитой актрисы Нато Вачнадзе, погибшей в авиакатастрофе.
Катья родилась в 1967-м. Союз продержался 22 года. Причины, по которым пути творческой пары разошлись, неизвестны, но развод был болезненным.
В интервью «Экспресс газете» младшая дочь Катья призналась: «Мама с папой нелегко расходились. Подробности даже и вспоминать не хочется».
После расставания артистка вновь вернулась в Москву, но постоянно навещала в Тбилиси младшую дочь, оставшуюся с отцом.
Старшая, Нато, в то время была уже замужем. Ариадна Всеволодовна заново начала творческую и личную биографию.
Вторым мужем звезды стал Игорь Копченко, диктор и актер дубляжа.

Работал на «Культуре», считался «фирменным» голосом телеканала.
А однажды появился на экране в фильме «Голова горгоны», став партнером супруги по площадке.
В 2003 году Игорь Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, не дожив до 57 лет.
Ариадна Всеволодовна тяжело пережила утрату. Вскоре после этого исчезла из поля зрения режиссеров и зрителей, отказывалась от ролей, интервью и публичных выступлений. Фото артистки в старости невозможно найти – она осталась в воспоминаниях поклонников молодой и грациозной «графиней».
В 2017 году артистка отметила юбилей – 80 лет.
Поздравления в этот день за нее принимали дочери.
О личной жизни актрисы известно мало.
После смерти супруга Ариадна Всеволодовна посвятила себя детям, внукам и правнукам. Она живет в Тбилиси в окружении семьи.
Изредка родственники приезжают в Москву, где у актрисы квартира, но Грузия осталась их родным домом.
Актриса не снимается с 2003 года.
Ариадна Всеволодовна сейчас в почтенном возрасте и играет роль, которую выбрала сама, – бабушки и прабабушки.