Народ хочет, чтобы депутатов было не 450, и не 300, а один, и чтобы этот один был при этом на цепи. Эта шутка Виталия Чепиноги очень точна. С той лишь поправкой, что это видение не абстрактного народа, а конкретного Зеленского. Один собирательный депутат на цепи как символ парламента – именно такой президент хочет видеть законодательную власть в Украине.
Для того, чтобы закрепить в Конституции отмену мажоритарной системы и сокращение количества депутатов до 300, остался последний шаг – голосование конституционным большинством. 16 декабря соответствующий президентский законопроект был одобрен Конституционным судом, 13 января – профильным парламентским комитетом, а вчера предварительно поддержан 236 депутатами. И вишенка на торте для утонченных ценителей – эти 236 голосов были получены благодаря поддержке Виктора Медведчука и его фракции ОПЗЖ. Если бы не их крепкое плечо, результат голосования был бы на 35 душ меньше, и законопроект не был бы одобрен. И, как знать, быть может, этот случайный поцелуй станет прологом большой любви. И в будущем, а может быть, даже в этом составе парламента мы увидим то, что заслужили – «ширку» «Слуги народа» и ОПЗЖ?
Впрочем, обо всем по порядку. Зачем нужно снижение количества депутатов и отмена мажоритарки Зеленскому – показало, собственно, само голосование за этот закон. Целых 50 «слуг» по тем или иным причинам президентские поправки к Конституции не поддержали: 3 – против, 17 – воздержалось, 14 – не голосовало и 16 – отсутствовало. Выходит, что с одной стороны – у Зеленского вроде как и монобольшинство, а с другой – когда возникает необходимость протащить контраверсийный закон – о земле, например, или об этих самых поправках в Конституцию, то нужно включать режим стерео и приглашать на белый танец дядю Витю Медведчука.
Да и содержать этот скотный двор из 247 детей лейтенанта Зеленского все дороже и хлопотней. Во всех смыслах – от финансового до репутационного. Проклятые ноунеймы обжились в Раде, поняли, что почем, и начинают требовать помимо месячной абонплаты в 3-5 тыс долларов еще и бонусы за каждое голосование. За земельный закон, например, ставки колеблются в пределах 30-50 тыс долларов за тушку. Рынок. И чуют самые вкусные темы. Юзик, например, мало ему скандала с крышей от президента для криворожских ментов, отправился в тур по контролю качества дорог в Днепропетровской области. Кто же еще может проконтролировать правильность укладки асфальта? Только депутат Верховной Рады. А как убедить депутата, что качество дороги самое то? Есть только один проверенный способ.
И таких юзиков во фракции, повторимся, 247. Символическая цифра, шифрующая формат 24/7, в котором эти слуги постоянно меряются друг с другом мандатами, разбиваются по группам влияния, и ожесточенно доказывают в телеграм-каналах, кто их них по-настоящему любит президента, а кто предатель. И, что самое противное, сдавая при этом самые сокровенные замыслы Величайшего. Приходится постоянно держать их в ежовых рукавицах и угрожать им роспуском, возвращением, так сказать, к их агрегатному состоянию разбитого корыта. Из праха вы были взяты, в прах вас и обратим, мерзавцы. Но эта, если воспользоваться лексикой папы президента, биомасса, все равно норовит выйти из-под контроля.
Чтобы сделать контроль над биомассой тотальный и превратить бурлящий котел с ирландским рагу в коробку с оловянными солдатиками, предлагается уменьшить количество депутатов в полтора раза. То есть, для монобольшинства будет достаточно 160 нардепов. А кроме того – убрать мажоритарку и ввести механизм императивного мандата. «Отзывать» непослушных депутатов решением партийного руководства, и ставить послушных.
С мажоритарщиками механизм «отзыва» партийным руководством работать не может. Это и есть главный мотив отмены мажоритарки, а не ее коррупционность. Пропорциональная система не менее коррупционна. Об этом свидетельствуют десятки проданных мест в партийных списках. Ложка может быть столовым прибором, может – музыкальным инструментом, а может – орудием убийства в зависимости от того, в чьих руках она находится. В текущей ситуации мажоритарка была пусть и плохоньким, но все же предохранителем от полной узурпации власти.
А с принятием закона угроза узурпации с большой вероятностью возникает – в том случае, если Зеленский сохранит текущий рейтинг до осени и проведет внеочередные парламентские выборы в октябре. С точки зрения тех, кто советует Зеленскому этот путь, все логично – пока ты в силе, зафиксируй под собой парламент. Без нюансов, без конкуренции, полностью зависимые исполнители. Количество кандидатов меньше, за 9 месяцев появился проверенный кадровый ресурс, и уже можно обойтись без парикмахеров и свадебных фотографов.
Забавно, что самым яростным противником узурпации власти Зеленским выступает Саша Дубинский, один из троих членов президентской фракции, проголосовавших против. Саша заявляет, что благодаря мажоритарщикам местные бюджеты сохраняют часть доходов от акцизного сбора и получают деньги на социальные и инфраструктурные проекты. Что мажоритарщики, в отличие от списочников, видели живых избирателей, и имеют представление об их потребностях. И что мажоритарщики имеют собственный, а не коллективный мозг. И в данном случае с оппозиционером Сашей, в последнее время допускающим буквально-таки порохоботские пассаж (смотрите нашу недавнюю публикацию), отчасти можно согласиться. Но говорит это Саша не потому, что обеспокоен судьбой избирателей, а тем, что он может в следующий состав Рады не попасть, а если и попадет, то уже не будет таким дерзким.
Но главным образом Сашиными устами глаголет беспокойство Игоря Валерьевича. Какие выборы? Зачем? И так же все хорошо, а тут новые расходы с непонятным результатом и непонятными конечными бенефициарами. И возможное усиление Медведчука, которого Игорь Валерьевич называл законченным представителем сексуальных меньшинств – в плохом смысле.
Вариант перевыборов выгоден ОПЗЖ, которая на фоне провалов Оппоблока и Партии мэров станет единственным вариантом для пророссийского электората. А с учетом отсутствия мажоритарки ее доля при том же или более высоком рейтинге – увеличится. Напомним, что более половины мандатов «СН» получила на мажоритарке, а вот ОПЗЖ – только 6. Так что как бы нам себе в ногу не выстрелить.
И поэтому вполне вероятно, что будущая ширка «Слуг» в гипотетическом новом парламенте будет с Медведчуком. При нынешнем рейтинге Зе – добровольной, а при низком – вынужденной. Конституционные правки по количественному и качественному составу Рады – не первый случай синхронного голосования этих двух партий. До этого было снятие министра Бабак, мешавшей застройщикам ОПЗЖ и «СН» уродовать Киев, а еще раньше – голосование за как бы снятие депутатской неприкосновенности. Как бы – потому что правки депутата ОПЗЖ Мамки нивелировали нормы закона, и предоставили возможность возбуждать против нардепов дела только генпрокурором. ОПЗЖ тогда голосовала руками, а друг Левочкина Ларин – так даже и ногами, нажимая коленями кнопки за отсутствующего соседа.
А других союзников у «СН» в будущей Раде не предвидится. «ЕС» - тут все понятно. Тимошенко заявила, что никогда не будет премьером у Зеленского, а остальное для графа де ля Фер – слишком мало. «Голос» - сел после белорусских гастролей лидера, и уже не прорежется.
Ну а коалиция предполагает места в правительстве для её участников. И, кстати, такие предложения от ОПЗЖ Зеленскому идут уже сегодня. Но Владимир Александрович публично не раскрывает и не высмеивает интересантов, как когда-то «любительницу сладенького» Юлию Владимировну. Интересно, почему?