«Грязная» нефть и драма белорусско-российской дружбы

«Грязная» нефть и драма белорусско-российской дружбы

Остановка работы Мозырского нефтеперерабатывающего завода и прекращение экспорта нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии, на первый взгляд, идеально вписываются в сюжет о «принудительной интеграции Беларуси», но ход слишком накладный — у Кремля и без ущерба своему карману рычагов давления на Минск хватает.

Незадолго до попадания некачественной нефти в нефтепровод «Дружба» белорусские власти объявили о повышении на 23% тарифа на прокачку нефти — в России не согласились с таким стремительным ценообразованием. В это же время Москва заявляет о санкциях на некоторые белорусские продукты продовольствия. Александр Лукашенко в сердцах заявляет, что россиянам не нравятся «то ли морковь, то ли салат, то ли уже огурцы» и что нефтепровод уже «год или полтора» находится в аварийном состоянии.

«Если нужно поставить на ремонт нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, которые идут через Беларусь, ставьте и ремонтируйте. Потому что то добро, которое мы делаем для Российской Федерации, оно нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», — сказал министрам экономического блока белорусского правительства Лукашенко.

И после всего этого — грязная российская нефть в «Дружбе», остановка прокачки и заявления в том числе в Европе. В России все объясняют технической проблемой, уже возбуждено уголовное дело, но и недружественные Кремлю специалисты, например, Михаил Ходорковский, соглашаются с технической подоплекой скандала. «Без подробного расследования пока можно только строить предположения, но уже очевидно: с мая 2012 года в России был отменен запрет на использование хлорорганики для повышения нефтеотдачи пласта. На самарских месторождениях с парафинистой нефтью хлорорганика может дать приличную прибавку», — написал Ходорковский на своей странице в фейсбуке. Ситуацию для RFI комментирует политический обозреватель Александр Класковский.

Александр Класковский: Я хочу отметить, что этот вброс грязной нефти в трубу нефтепровода «Дружба» в политическом плане оказался очень некстати — это произошло на фоне обострившихся двусторонних отношений. Это обострение началось 13 декабря, когда российский премьер Дмитрий Медведев выступил с интеграционным ультиматумом, как назвали его белорусские СМИ, то есть или продвинутая интеграция, или Беларусь не будет больше получать субсидии. И вот началась вся эта свистопляска с эмоциональными заявлениями, в частности, когда белорусский президент Александр Лукашенко намекнул, что могут остановить на ремонт эту самую трубу «Дружба» и тем самым перекрыть российский транзит. На этом фоне появление этой грязной нефти, которая испортила оборудование на нефтеперерабатывающих заводах Беларуси и подрубила экспорт нефтепродуктов в Европу, что дает валюту белорусскому бюджету, — все это сразу вдохновило любителей конспирологии говорить, что империя наносит ответный удар — за дерзость, за заявления Лукашенко и так далее. Конечно, велик соблазн все это так объяснить, но из того, что обрисовывается на сегодняшний момент, мне кажется, все-таки злого умысла со стороны России не было, потому что это был бы такой классический выстрел в ногу -слишком велик ущерб российской стороны. Я думаю, что досадить белорусскому руководству или, скажем, мягче использовать какие-то рычаги для принудительной интеграции у России и так есть возможность — не в таких диких формах и не по формуле «назло маме уши отморожу».

Про грязную нефть забудут, как обещают в Москве, до конца апреля по «Дружбе» снова пойдет качественная, а вот про углубление интеграции Беларуси и России — нет. Последние новости из «минских достаточно высоких сфер» обнародовал в эфире радиостанции «Серебряный дождь» известный российский журналист Николай Сванидзе. По информации Сванидзе, «пришло новое предложение <…> с нашей стороны, от Кремля» — Лукашенко может стать премьер-министром объединенного государства. Журналист подчеркивает, что Лукашенко предлагают пост не «генерал-губернатора субъекта под названием Беларусь», а премьера нового государства, при появлении которого автоматически обнуляются нынешние сроки пребывания у власти руководителей России и Беларуси. Но, как отмечает Сванидзе, Лукашенко уже не сможет дать никаких «гарантий своей номенклатуре и сыну Коле».

Александр Класковский: Что же касается принуждения к интеграции, то, я думаю, оно будет продолжаться. И мы видим в последнее время, в частности, что Путин несколько раз звонил Лукашенко — не исключено, что это как раз напоминание белорусскому партнеру о том, что поставлены ребром важные вопросы. Мы можем догадываться, какие это примерно вопросы. Идут сливы информации, в частности то, о чем Николай Сванидзе заявил, что якобы, а может быть и не якобы, белорусскому руководителю предлагают место премьера какого-то достроенного Союзного государства. Понятно, что эта достройка являет собой тот или иной замаскированный вариант тихой инкорпорации, потому что если возвращаться к предложениям Дмитрия Медведева, то уже одно из них, единая валюта, — де-факто отъем огромной части суверенитета. Когда-то тот же Лукашенко эмоционально сказал, что «я за зарплатой в Кремль ездить не буду». Поэтому давление очевидно идет, российские источники говорят, что на столе у Путина лежат разные варианты продления нахождения его у власти после 2024 года, и вот этот вариант некоего апгрейда Союзного государства и тихой инкорпорации [Беларуси], когда Путин становится во главе нового какого-то объединенного государства и тем самым обнуляет срок своего правления, — это один из вариантов. Может быть, не на нем остановится Москва, но для Беларуси это губительный, катастрофический вариант.

«Понятно, что сейчас очень драматичный момент переживает не только белорусское руководство, которое в свое время сложило все яйца в одну корзину „братской интеграции“, но это драма для всего народа, для той его части, по крайней мере, которая четко осознает святость, важность, ценность независимости», — отметил Александр Класковский.

По оценкам Минска, из-за последствий налогового маневра в российской нефтяной отрасли Беларусь до 2024 года теряет более 10 миллиардов долларов — если Москва не компенсирует. Пока такого желания союзник не изъявлял, по крайней мере, до встречных шагов на пути все той же пресловутой интеграции в рамках Союзного государства. Напряженные отношения Минска и нового российского посла Михаила Бабича, которого белорусский МИД назвал счетоводом и бухгалтером, также свидетельствуют, что времена списания долгов и легкого получения новых кредитов ушли, во всяком случае, обе стороны демонстрируют несговорчивость в экономических вопросах.

В понедельник, 29 апреля, концерн «Белнефтехим» распространил официальный комментарий о ситуации с грязной нефтью. «Работа по урегулированию ситуации с поставками некачественной российской нефти по магистральному нефтепроводу „Дружба“ продолжается. Делегация концерна „Белнефтехим“ во главе с заместителем председателя концерна Владимиром Сизовым находится в Москве, где на базе Минэнерго РФ продолжаются переговоры с участием российских нефтяных компаний. Специалистами организаций по нефтепроводному транспорту — ОАО „Гомельтранснефть Дружба“ и „Полоцктранснефть Дружба“ — приняты все технические меры для скорейшего получения чистой нефти с российского пункта отпуска Унеча. В настоящее время в трубопроводе на белорусской территории по-прежнему находится нефть с превышением норматива содержания хлорорганики. Прокачка чистой нефти по „Дружбе“ не началась», — сообщает концерн «Белнефтехим». И добавляет, что «ведется ежедневный учет недополученных доходов из-за снижения загрузки НПЗ, приостановки экспорта нефтепродуктов и других мер, принятых из-за поставки некачественной нефти».