Если бы вас спросили до Песаха, нужно ли нам переосмыслить празднование Хануки, вы бы, наверное, очень удивились. Тогда казалось, что до декабря еще очень далеко, и большинство из нас полагало, что через несколько месяцев жизнь вернется в привычное русло.
И вот мы празднуем Хануку, во время которой нам рекомендуют оставаться дома, хотя обычно мы вместе с друзьями и семьей смотрели бы, как зажигают огни меноры, веселясь и наслаждаясь латкес в огромных компаниях. В этом году празднования в основном ограничиваются онлайн-мероприятиями и, конечно же, бесконечным разнообразием онлайн-мероприятий, которые способствуют соблюдению мер социального дистанцирования, и которыми мы можем наслаждаться, сидя на диване.
Хотя кажется, что Ханука в этом году будет более сдержанной, на самом деле она будет более значимой, чем когда-либо. И это может помочь нам оценить уникальную возможность, которую предоставляет нам физическая изоляция.
Во время Хануки мы вспоминаем победу героических Маккавеев над языческой сирийско-греческой империей в 139 году до нашей эры. Но главное действие этого праздника - зажжение меноры восемь вечеров подряд - напоминает об обнаружении глиняного кувшина, наполненного по обычаю чистым оливковым маслом, которое чудесным образом горело в течение восьми дней и ночей в меноре восстановленного незадолго до этого Святого Храма в Иерусалиме.
Ирония заключается в том, что хотя зажжение ханукальных огней связано с чудом и Храмовой менорой, на самом деле процесс зажжения канделябров ввели наши Мудрецы в совершенно ином формате. В то время как в Храмовой Меноре было определенное количество огней, зажигаемых средь бела дня во внутреннем общественном пространстве, ханукальные свечи следует зажигать дома, после наступления темноты, увеличивая количество огней каждый вечер.
Вместо того чтобы просто вспоминать далекую историю, ханукальные огни призваны пробудить в нас здесь и сейчас уникальную способность каждого человека превратить темный и все более хаотичный мир вокруг в место великолепного безмятежного спокойствия. Мы зажигаем огни после наступления темноты, чтобы подчеркнуть силу одного доброго дела, направленного на нейтрализацию большого количества зла, подобного тому, как небольшое пламя побеждает даже необъятную тьму. Увеличивающееся количество огней вдохновляет нас постоянно укреплять нашу доброту, и происходит все это дома, потому что наше влияние на мир начинается с нашего собственного дома.
Публичное зажжение менор в городских центрах, больших и малых по всему миру, к настоящему времени стало общепринятой и любимой частью Хануки, а гигантские меноры у таких достопримечательностей, как Эйфелева башня, Бранденбургские ворота и, конечно же, Белый дом, превратились в символы сезона праздников. Эти большие меноры и 15,000 им подобных по всему миру - с сопутствующим освещением в газетах и по телевидению – приносят свет Хануки непосредственно в дома миллионов людей, превращая Хануку в элемент массовой культуры.
В этом году нам более чем когда-либо нужно каждый вечер зажигать огни ханукальной Меноры у себя дома и сосредоточиться на следующем послании: даже когда мы ограничены в нашем личном общении, создание большего количества света в нашем личном пространстве оказывает влияние на всех вокруг нас.
И поскольку Ханука уже известна во всем мире - благодаря ее растущей повсеместности за последние четыре десятилетия, - мы можем поделиться этой важнейшей идеей с человечеством в целом и можем делать это не только в течение восьми дней Хануки.
Каждый должен знать о вечном послании Меноры и быть вдохновленным ее силой: энергия, создаваемая все большим количество добрых дел и доброты в уединении нашего собственного дома, создает цепную реакцию, которую можно ощутить вне пределов наших домов. В конечном счете, эта энергия охватит своим теплом и сиянием божественной доброты то, что так часто называют холодным и темным миром.
Счастливой и светлой Хануки!