В марте 2018 года использование «Новичка» в Солсбери, Англия, стало первым случаем применения химического оружия на территории Великобритании.
Из Сирии поступают тревожные сообщения о том, что солдаты Асада применяют газ зарин в ручных гранатах, чтобы убивать людей, которые скрываются в туннелях и бункерах. НАТО и США ранее не приходилось сталкиваться с использованием химоружия на подобном уровне. Вероятно, пришло время найти способ борьбы с ним.
Нам известно, что опасное нервно-паралитическое средство «Новичок» использовалось во время атаки в Солсбери. Нам также известно, что подозреваемые в его применении были агентами российской военной разведки, и что они привезли «Новичок» из России за два дня до нападения. Россия продолжает отрицать свою причастность к этому делу.
«Новичок» создавали в 70-е-80-е годы на военном объекте в Шиханах в России.
Он примерно в 10 раз токсичнее газа Ви-Икс – нервно-паралитического агента, который использовали для убийства Ким Чен Нама, брата северокорейского лидера Ким Чен Ына – кроме того, он очень устойчив.
Некоторые зараженные здания в Солсбери придется разобрать по кирпичику и захоронить глубоко под землей, чтобы нейтрализовать угрозу. Вероятно, около 1,5 столовых ложек этого вещества хватило для того, чтобы приковать внимание всего мира на несколько месяцев и серьезно осложнить отношения между Западом и Россией. Скорее всего, это заметили террористы и волки-одиночки.
Если бы в самодельных бомбах, которые недавно рассылали оппонентам президента Трампа, находился какой-нибудь химический агент, огромные участки Манхэттена оказались бы на карантине.
В другом крупном городе, Сидней, Австралия, в прошлом году чуть было не произошла химическая атака, когда службы безопасности Великобритании и Австралии перехватили джихадистов, пытавшихся использовать сернистый водород в качестве оружия в людных местах и на борту самолетов.
Бывший эксперт Аль-Каиды по химоружию – а позднее агент МИ6 Аймин Дин – недавно опубликовал свою автобиографию «Девять жизней». Он рассказал, что устройство, обнаруженное в Сиднее, было создано на основе его проектов, которыми он занимался в 90-е годы в Афганистане.
Большинство стран НАТО лишь пренебрежительно отзывались о химической угрозе после окончания Холодной войны, потому что они поверили в ее исчезновение. Подобное отношение, безусловно, изменилось после атаки в Солсбери.
Атака в Великобритании подтвердила подозрения в том, что к 2017 году Россия уничтожила лишь известные запасы химоружия, однако сохранила хранящиеся в тайне запасы «Новичка».
Вряд ли Россия располагает тысячами тонн этого вещества. Но сам факт наличия у нее этого смертоносного оружия массового поражения вызывает большую озабоченность в США и НАТО. В особенности потому, что «Новичок», судя по всему, превосходит возможности химической защиты НАТО.
В условиях новой Холодной войны с Россией США должны быть готовы к случаям применения химоружия.
Все видели на что оно способно в Сирии и Ираке. Если между Востоком и Западом начнется конфликт, можно предположить, что химическое оружие будет использовано.
Все это в сочетании с вполне реальной угрозой применения химоружия террористами - в любом месте, в любое время – означает, что США необходимо пересмотреть свои возможности химзащиты и быть готовыми к борьбе в столь «грязных» условиях.
Атака в Солсбери для террористических групп стала отличной рекламой эффективности очень малых доз химагентов в городах. Нам нужно быть уверенными в том, что мы сможем защитить крупные города.
Как и в случае с угрозами других видов: если мы будем готовы к ним, мы с ними справимся; если мы будем прятать голову в песок, нам не избежать беды.