Реальность такова, что вы большую часть времени можете прекрасно справиться с мошенниками, но однажды кто-то застанет вас врасплох, когда ваша бдительность ослаблена или не все идет гладко.
Спросите любого, кто был обманут - или почти обманут. И они наверняка скажут вам, что у них большая загруженность на работе или множество неприятных ситуаций и забот дома. А пандемия COVID-19 только усугубила стресс повседневной жизни.
По словам Дага Шейдела, эксперта AARP по мошенничеству, мошенники, которых опрашивали в прошлом, признаются, что их шансы повышаются, когда им удается вывести кого-то из равновесия.
«Это случается со всеми нами. Никто не застрахован», - сказал мне Шейдел.
Борьба со стрессом изматывает нас физически и психически. Мы расходуем ценный когнитивный потенциал, чтобы справиться с проблемой. Когда мы измотаны, наша защита ослаблена, и мы можем потерять деньги, столкнувшись с хитрым мошенником.
Даже крупные расходы, такие как счет за лечение или ремонт автомобиля, могут вывести вас из равновесия.
«Дело не только в том, кто вы как личность, а в том, как вы себя чувствуете в данный момент, - говорит Шейдел. - Это не человеческие слабости. Это часть природы человека».
Стресс может сыграть на руку мошенникам
По данным нового исследования AARP, в прошлом году 9 из 10 американских потребителей - или примерно 229 миллионов человек - столкнулись с тем или иным видом мошенничества или попыткой обмана.
Потребителей спрашивали, сталкивались ли они хотя бы с одним из 26 возможных видов мошенничества, включая те, в которых мошенники выдают себя за сотрудников Налоговой службы, мошенничество с техподдержкой, фальшивые предложения о работе и ложные обещания устранить задолженность по кредитной карте. Мошенничество №1 было связано с гарантиями на автомобили, с которым столкнулись 70% опрошенных, а 2,8% понесли финансовые потери.
Когда речь идет о мошенничестве с гарантией на автомобиль, кто-то связывается с вами и сообщает, что срок гарантии на ваш автомобиль истекает. Затем они говорят, что могут помочь вам получить выгодную сделку по продлению гарантии. Но чаще всего они пытаются украсть личную информацию, например, номер вашей кредитной карты, номер социального страхования или номер водительского удостоверения.
По данным исследования, только в 2020 году каждый 7-й, или 33 миллиона человек, потеряли деньги в результате какого-либо вида мошенничества.
AARP сотрудничает с исследовательским институтом NORC при Чикагском университете, чтобы определить, сколько взрослых американцев ежегодно теряют деньги из-за мошенничества, и изучить факторы риска.
В опросе приняли участие более 9,000 взрослых потребителей, в том числе 1,085 жертв мошенничества.
Опрос AARP показал, что жертвы мошенничества в 2 раза чаще сталкивались со стрессовыми жизненными событиями и другими проблемами в период, когда они столкнулись с мошенничеством, чем те, кто не пострадал. К таким событиям относятся смерть члена семьи, потеря работы или чувство одиночества.
Защитники прав потребителей все чаще указывают, что жертвой мошенников может стать каждый, независимо от образования, возраста, расы или этнической принадлежности, а стресс может быть одним из факторов, который может сработать в пользу мошенников.
Социальные сети и другие базы данных помогают мошенникам выбирать свои цели. И они знают, как поразить людей в их самые уязвимые моменты. Случайные звонки обязательно дойдут до человека, столкнувшегося с трудностями.
Разве вы не должны понять, что что-то слишком хорошо, чтобы быть правдой?
Думаете, вы никогда не положите деньги на подарочную карту, чтобы помочь парню, с которым вы познакомились несколько недель назад на Facebook? Думаете, что никогда не дадите кому-то доступ к своему банковскому счету в интернете, чтобы якобы предотвратить мошенничество и не дать кому-то сделать крупную покупку с помощью вашей кредитной карты?
Подумайте еще раз. Большинство людей знают, что если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то это, как правило, признак того, что мошенник пытается вас обокрасть.
Но одно лишь знание этого факта не поможет многим потребителям отбиться от мошенников.
Мошенники обычно используют тактику, которая либо направлена на нас, когда мы уязвимы, либо направлена на то, чтобы усыпить нашу бдительность.
В сезон праздников, когда все больше людей совершают покупки в интернете, потребители могут испугаться, увидев поддельное сообщение от Amazon или другого крупного производителя.
Мошенники знают, как напугать вас и заставить думать, что кто-то только что использовал номер вашей кредитной карты, чтобы сделать заказ на $300 или $500 на Amazon.
В некоторые моменты мы более уязвимы, чем в другие.
Исследователи киберпреступлений обнаружили, например, что сотрудники могут быть более уставшими и уязвимыми в течение дня с 15:00 до 17:00 и в пятницу. Неудивительно, что мошенники, которые могут выдавать себя за менеджеров отдела кадров или босса, часто атакуют потенциальные цели в такие дни и в то время, когда они знают, что сила воли человека истощена, а его защита ослаблена, говорится в новом исследовательском отчете AARP.
Мошенники нацеливаются даже на родственников жертв COVID-19, говорится в предупреждении Федеральной торговой комиссии. Мошенникам нужны номера социального страхования, банковских счетов или кредитных карт. Они делают вид, что предлагают помощь в оплате похорон близкого человека.
Все мы в какой-то момент становимся уязвимыми
Подумайте на минуту обо всем, что прямо сейчас вызывает стресс в вашей жизни: праздничные покупки, собака, которой только что потребовалась серьезная операция, длинный список обязанностей по уходу за пожилыми членами семьи, работа или поиск работы, и да, пандемия.
Слишком часто многие люди хотят осудить жертв мошенников. Некоторые думают, что жертвами могут быть только пожилые люди, возможно, страдающие такими заболеваниями, как деменция и болезнь Альцгеймера, потому что у них ослаблены навыки принятия решений. Это не так.
Если вы пережили какую-то жизненную травму, например, болезнь или потерю близкого человека, вы знаете, что часто имеете дело с печалью и множеством сложных обязательств. И вы можете быть более уязвимы для мошенников.
Некоторые мошенники даже хотят, чтобы вы рассказали обо всех этих личных травмах - просто чтобы привести вас в расстроенное состояние и вывести из равновесия настолько, чтобы еще больше истощить ваши мыслительные способности.
Во многих случаях мошенники могут заставить вас почувствовать, что ситуация выходит из-под контроля.
Согласно отчету AARP, жертвы «гораздо сильнее эмоционально реагировали на мошенничество, чем те, кто не был жертвой».
«Я просил жертву мошенничества рассказать мне историю своей жизни, чтобы найти ее эмоциональную ахиллесову пяту, - сказал в интервью исследователям AARP Стивен Майклс, осужденный мошенник, занимавшийся инвестиционным мошенничеством. - Как только я находил ее, я начинал развивать это событие, говоря: "Расскажите мне еще о болезни вашего мужа"».
Что еще хуже, некоторые мошенники любят поговорить с жертвами инвестиционных афер. В отчете AARP отмечается, что один мошенник признался: «Если я знаю, что кто-то уже потерял много денег, я просто даю им выговориться о том, как все было ужасно, пока они не придут в ярость от эмоций, а затем я рассказываю им, чем отличается моя сделка».
Отчет AARP выявил и другие факторы, которые были характерны для жертв мошенничества. К ним относятся:
Отсутствие поддержки. У жертв мошенничества может быть не так много людей в жизни, с которыми можно поговорить или решить проблемы. Они могут бояться даже упомянуть о том, что получили сообщение или телефонный звонок, который их смутил.
Вы - мишень. Вам не кажется, что вы получаете много странных телефонных звонков или смс. В среднем, в отчете AARP отмечается, что жертвы мошенничества сообщают на 60% больше случаев столкновения с мошенничеством, чем те, кто не пострадал.
Жертвой мошенничества может стать каждый.
Мошенники могут вызвать столько эмоций, что им удается убедить вас в необходимости действовать быстро - разумеется, для того, чтобы вы не связались с кем-то, кто заверит вас, что да, это действительно мошенничество.