Техас страдает от веерных отключений и перебоев в электроснабжении как раз в то время, когда его жители больше всего нуждаются в электроэнергии: сильный буран пронесся по всей территории штата в начале этой недели. От непогоды сильно пострадали все 254 округа Техаса.
Прежде чем понять, что привело к нынешнему энергетическому кризису, поразившему Техас, стоит отметить несколько фактов.
Электросеть Техаса - единственная в своем роде – в основном защищена от чрезмерной жары.
При сильных морозах начинаются проблемы, и все они приносят свои собственные осложнения. Добавьте вероятность того, что лед и снег сломают ветки деревьев и выведут из строя линии электропередач. Нынешняя буря принесла 6,4 дюйма льда и снега в Остин в воскресенье вечером/понедельник утром (14-15 февраля). Ничего подобного в Техасе не видели 72 года, с 1949 года. Температура воздуха опустилась до исторических минимумов и не спешила повышаться. Буря попеременно приносила слои льда и снега, превратив все вокруг в замороженный пирог, что сделало даже самые простые участники дорог непроезжими для большинства транспортных средств.
Техасские энергосистемы довольно хорошо справляются с жарой, но когда в Остине холоднее, чем в некоторых районах Аляски, что и случилось на этой неделе, начинаются проблемы.
Системы в разных регионах отличаются друг от друга, что отражает условия, в которых они работают. На Аляске у многих есть розетки для подключения обогревателей, чтобы не дать замерзнуть блоку двигателя автомобиля. По понятным причинам, они защищены от холодов, но не от жары.
На этой неделе в Техасе, по сообщениям, знаменитые ветряные генераторы на западе Техаса замерзли в пятницу, 12 февраля, еще до того, как в штате выпал снег и лед.
Осадки выпадали только в воскресенье вечером и в понедельник утром. Замерзшие турбины перестали производить электроэнергию раньше времени, что оказало большее давление на остальную часть сети до наступления заморозков.
Техас полагается на сочетание природного газа и нефти, угля, энергии ветра и солнца, а также атомной энергии. По разным причинам источники энергии не смогли удовлетворить возросший спрос. Начались веерные и самые обычные отключения электроэнергии. Миллионы техасцев оставались без света электричества в понедельник и вторник, а в среду начался очередной зимний шторм со льдом и снегом. И все еще было очень холодно.
Вот что мы узнали на этой неделе о техасской сети: в экстремальных условиях не стоит полагаться на ветер. Он постоянно дует в течение всего года по равнине, но если ветрогенераторы замерзли, они не вырабатывают энергию.
Решение также не в солнечной энергии, несмотря на то, что энергии у Солнца полно и оно пока не собирается жадничать. Солнечные батареи просто плохо работают после выпадения льда и снега, а ночью вообще не работают. Ветер и солнце полагаются на технологии хранения, которые пока не на высоте, и у них свои проблемы с добычей минералов и утилизацией. С одной стороны, для производства аккумуляторов требуется минеральное сырье, которого в Соединенных Штатах не так уж и много, что создает зависимость, которая отсутствует при разработке отечественных месторождений нефти и природного газа.
В феврале в Остине средняя температура колеблется в пределах 60-70 градусов. На этой неделе температура упала там до 20 градусов, а местами – ниже 10. С учетом холодного ветра - ниже нуля. Все это – и твердые осадки - просто не вписывается в привычные для этих широт рамки.
Экстремальная жара в Техасе – привычное дело, но помните, что жара обычно не выводит нефтяные скважины из строя и не приводит к замерзанию и прорыву водопроводных труб. Тепло не вызывает замерзания ветряных генераторов и не покрывает слоем льда и снега солнечные батареи. Техасу проще справиться с жарой, и именно с прицелом на защиту от нее строятся местные системы энергоснабжения и дома. Кроме того, если температура снаружи - 100 и вы хотите снизить ее до 72, то это сделать проще, чем если снаружи 15 и вы хотите прогреть дом до 60. Именно с этой проблемой техасцы столкнулись на этой неделе.
Помимо всех вышеперечисленных проблем, фактическая добыча нефти и природного газа, в том числе в Пермском бассейне, сильно упала по состоянию на вторник, примерно на 20% от общего объема добычи США.
Почему? Скважины замерзли, трубопроводы замерзли (да, такое случается), и бригады не могут разморозить их и запустить в эксплуатацию достаточно быстро, чтобы вернуть добычу на прежний уровень. Это приводит к тому, что цены на энергию резко повысились. Те, у кого свет не отключали, получат гораздо более высокие счета за энергию, как только с этим ЧП разберутся.
В Техасе огромные доказанные запасы нефти и природного газа, большая часть которых находится в западной части штата. Нефть и природный газ - самые надежные и экономичные доступные источники энергии. Ископаемые виды топлива используются для производства многих компонентов, необходимых для добычи энергии ветра и солнца. Ископаемые виды топлива - основа современной экономики, независимо от того, что говорят политики.
Но недавняя буря стала настоящим испытанием для всей системы энергоснабжения. Техас не впервые сталкивается с серьезным испытанием, и важно отметить, что в то время как на этой неделе большая часть населения штата борется с трудностями, в прошлом менее сильные бури имели более тяжелые последствия.
Техас пострадал от сильной зимней бури в 1983 году. Тогда, как и сейчас, лед и ветер непредсказуемо выводили из строя линии электропередач, а затем, как и сейчас, рабочие стремились восстановить электроснабжение. Даже добраться до вышедших из строя линий электропередач, чтобы починить их, очень сложно. Но в то время свет в районе Далласа, например, отключили и его не было более недели. Дороги были непроходимыми в течение нескольких дней: в техасских городах и округах обычно нет нужды в снегоочистителях, которые считаются обычным делом на севере.
Современная энергосистема более устойчива, чем в прошлом, хотя зависимость от энергии ветра и солнца делают ее менее стабильной, чем она могла бы быть. Спрос сейчас намного выше, чем был в 1983 году, благодаря множеству устройств и росту числа электромобилей.
Кстати говоря, вы можете себе представить, насколько все это было бы хуже, если бы мы все использовали электромобили? Люди заряжали бы их при каждом удобном случае, и использовали бы для зарядки своих мобильных телефонов и ноутбуков.
Илон Маск недавно предупредил, что даже в хорошие времена переход на электромобили удвоит спрос на электричество. Ни одна сеть не готова к этому. Калифорния не в состоянии справиться с текущей нагрузкой, но она настаивает на запрете автомобилей с бензиновыми двигателями. Это идиотизм.
Наверное, не менее глупо оставлять включенным освещение в пустых офисных зданиях в центре Остина, Хьюстона и других крупных городов Техаса, в то время как миллионы людей трясутся от холода в своих домах в темноте. Однако именно это и происходит. У техасцев в связи с этим возникают вполне справедливые вопросы. Они также правы, вопрошая, почему глава ERCOT, Совета по надежности электроэнергетики штата Техас, живет в Мичигане, а не в Техасе, и не стал ли Техас чрезмерно полагаться на ненадежную ветровую и солнечную энергию. Правда, что и другие источники энергии пострадали от холодов, но проблемы ветряного сектора, похоже, начались несколькими днями раньше, что спровоцировало нестабильность техасской сети энергоснабжения, когда она столкнулась с последствиями зимней бури столетия.
Губернатор Грег Эбботт добавил реформу ERCOT в качестве чрезвычайного пункта в повестку дня законодательного органа, слушания по которому запланированы на следующую неделю.
К тому времени буря закончится, а к концу недели температура в центре Техаса достигнет 70 градусов. Но разгул непогоды на этой неделе оставил миллионы людей без тепла и света, и даже супермаркеты были вынуждены закрыться. Так что эти события надолго останутся в памяти.