Хороший был день, 9 августа 2016 года

Хороший был день, 9 августа 2016 года

Говорят, короля делает свита. Но в той же степени верно и обратное: каков лидер, таковы и его соратники. Да и способ их появления во власти напрямую зависит от личности и биографии первого лица. Отпетый коррупционер назначит тех, кто больше заплатит. «Красный директор» приблизит верных, и тех, кто в нужный момент должен быть ему обязан. Глупый тиран подтянет к себе того, кто хорошо умеет льстить и складно обещает. Успешный менеджер устроит конкурс с чёткими оценками и жёсткой конкуренцией. Чтобы понять разницу между прежней украинской властью и теми, кто пришёл ей на смену, достаточно посмотреть, как туда попадали новые люди.

8 августа 2016 года Президент Украины официально объявил конкурсы на 50 высоких государственных постов – глав одной областной и 49 районных госадминистраций.

Конкурсы на государственные должности в Украине внедрили не один десяток лет назад. Но практически всегда судьба начальственных кресел решалась задолго до официального объявления – в кулуарах, кабинетах и лимузинах. И лишь после Революции Достоинства ситуация хотя бы начала меняться. Наверное, за все предыдущие годы не было в Украине столько высоконазначенцев, поставленных на посты не за близость к кланам, а за профессиональные качества. Во главе госуправлений и госпредприятий становились молодые и доселе неизвестные люди, которые, однако, тянули лямку с небывалой энергий и завидным результатом. Немалая часть наёмных менеджеров оказалась иностранцами – что породило уйму глупых шуточек, но не помешало вытаскивать из болота вечно убыточные отрасли.

Речь здесь идёт, понятное дело, о «гражданских» руководителях. Если же говорить об армии – она стала преображаться с первых дней войны. Ничего удивительного, что руководить войсками и их снабжением начали офицеры, буквально кровью доказавшие свою профпригодность. Иных начальников люди, каждый день идущие в бой, просто не восприняли бы.

Конечно, случались и досадные проколы, некоторые чиновники оказывались не на своём месте. Но такие ситуации были буквально наперечёт, каждый раз неудачный назначенец становился героем скандала, а пресса буквально на атомы разносила и его, и главу государства – за компанию. Были даже такие

С тех пор утекло не так уж много воды – но ситуация в госуправлении поменялась кардинально. Сперва из властных кабинетов выжили профессионалов: чьё-то кресло приглянулось ягодицам очередного приближённого, кто-то отказался выполнять глупые и преступные указания, кто-то просто не захотел работать с воинствующими дилетантами. Иностранцам было проще других – они вернулись домой, и теперь курируют реформы в развивающихся странах, или преподают в ведущих мировых вузах.

А дальше – началась форменная вакханалия. Брат ближайшего президентского советника берёт взятки за кадровые назначения – всем плевать. То ли любовницу, то ли жену начальника Генштаба, которая годится ему в дочери, делают губернатором, а когда его снимают, моментально слетает и эта гениальная менеджерица – всем плевать. Генпрокурора отправляют в отставку за отказ возбуждать политические дела – всем плевать. На должности в стратегических госмонополиях берут штатных подхалимов – всем как обычно.

Плохая новость: государство за пару лет практически превратилось в деспотию восточного типа, где от решения левой пятки бестолкового диктатора зависит, кто завтра станет великим визирем.

Хорошая новость: так будет не всегда. Поэтому помним о моменте, когда решали профессиональные качества, а не толщина кошелька и длина языка. Помним – и готовимся однажды его вернуть.