Игорь Дмитриев: аристократ, эстет и «шалопай до старости»

Игорь Дмитриев: аристократ, эстет и «шалопай до старости»

Зрителям, друзьям и коллегам он запомнился не только как талантливейший артист, известный по фильмам «Собака на сене», «Сильва», «Летучая мышь», «Дон Сезар де Базан» и другим, но и как человек острого и ироничного ума. Его знакомые говорили, что для потомственного аристократа Дмитриева юмор был средством ухода от суровой советской действительности, хотя его розыгрыши подчас были куда более суровыми…

Фрейлина императрицы Марии Федоровны Анна Шерер, о салоне которой упоминается в романе Толстого «Война и мир», была не только реальным историческим персонажем, но и прапрабабушкой артиста Игоря Дмитриева. О своем происхождении он рассказывал: «Как-то летом в родовом имении Шерер произошла судьбоносная встреча Адама Христиановича, сына Анны Павловны, и дворовой девушки Авдотьи. История умалчивает, где именно это случилось: в поле средь ромашек, в скирде сена под луной или у речки – на эту тему можно лишь фантазировать, но через положенное время родился мальчик. Дворовая девка получила вольную с одним условием: родившийся в грехе младенец останется в семье Шерер. Так решила Анна Павловна, и Авдотья, глотая слезы, согласилась, понимая, что отдает дитя в хорошие руки. Вот таким образом мои корни и уходят в салон Анны Шерер... Раньше я писал в анкетах, будто происхожу из крепостных, теперь же могу спокойно утверждать, что из дворян».

Его знакомые говорили, что от своих родовитых предков актер унаследовал изысканные манеры, гордую осанку, чувство стиля, хороший вкус и элегантность. Его благородное происхождение угадывалось во внешности, и Дмитриеву часто предлагали роли аристократов и белых офицеров. По этому поводу он шутил: «Белых, сыгранных мною в кино, так много, что, наверное, хватило бы, чтобы сформировать целый офицерский батальон».

Дмитриев знал, как вести себя в обществе и умел производить благоприятное впечатление, а вот с теми, кого знал близко, мог себе позволить обращаться без церемоний. Его шутки порой были грубоватыми и выходили за рамки приличий. Так, близкий друг Игоря Дмитриева, актер Олег Белов, который общался с ним на протяжении 40 лет и нередко жил в его доме, рассказывал: «Однажды, когда Лариса (жена Дмитриева) легла спать, Игорь начал ходить в трусах по квартире и что-то мне рассказывать. И вдруг хватает секатор для резки фотографий, достает «мужское хозяйство» из трусов и как резанет! Я в ужасе, что-то по полу катится, а он хохочет. Оказалось, спрятал в трусы сардельку...». Дмитриев часто повторял фразу, которая стала его жизненным кредо, реализованном на практике: «Актер должен оставаться шалопаем до самой старости!».

В другой раз, после долгих гастролей и постоянных переездов друзья вернулись в Петербург. В три часа ночи Дмитриев разбудил Белова стуком в окно: мол, через три часа у них самолет, а он проспал, и нужно срочно выезжать. Спросонья Белов начал впопыхах собираться, а когда выскочил на улицу – Дмитриева уже и след простыл: «Он жил в районе Черной речки, а это другой конец города, и ему не лень было ночью приехать, разыграть меня, чтобы я сошел с ума».

Однажды Дмитриев позвонил Белову и попросил срочно к нему приехать – мол, у него очень важные гости. Когда тот вошел в квартиру, увидел за столом африканку с 14-летней дочерью. Дмитриев объяснил, что это – известный продюсер и режиссер из Занзибара, и что она ищет русских актеров, умеющих играть на гармошке и петь частушки. Чтобы произвести впечатление на гостью, Белов принялся демонстрировать все свои таланты, петь и плясать. И вдруг женщина, которая до этого говорила только по-английски, обратилась к Дмитриеву на чистом русском: «Как приятно, что ваши друзья – такие непосредственные люди и столь преданы своей профессии. Так выпьем же за творческих людей!». И тут Белов понял, что его разыграли. А через много лет он встретил в Москве дочь этой женщины, и ею оказалась… телеведущая Елена Ханга.

Жертвой розыгрыша однажды стала и Алиса Фрейндлих. Во время гастролей они с Дмитриевым решили покататься на лодке по Волге, и актриса уронила в воду новые дорогие очки. Дмитриев отправился в «Оптику» и попросил найти для него старые старушечьи очки. Продавщица нашла такие – с дужками из проволоки. Он отправил их бандеролью актрисе, сопроводив запиской от пионеров-следопытов, которые якобы выловили очки в Волге. Позже Дмитриев признался в том, что это был его розыгрыш.

На одном из концертов актрисе Нине Ургант благодарные зрители передали из зала 50 рублей. Артистка их вернула обратно. Узнав об этом случае, Дмитриев позвонил ей, представившись милиционером: «Гражданка, нам сообщили, что вы берете взятки прямо на концертах! Придется вас арестовать на пару суток!».

Однажды в новогодний вечер актер спешил в гости и сильно опаздывал. Возле дома друзей он обратил внимание на машину-кран, которую используют для починки фонарей. Дав рабочим денег, он уговорил их поднять его в корзине до окна на 6-м этаже. Гости утратили дар речи, а Дмитриев ликовал: «Представляете картину? Сидят люди за столом, а тут я стучу им в стекло с той стороны! Они чуть в обморок не попадали!».

Иногда объектом розыгрышей становился и сам актер. Он вспоминал: «Случались у нас на съемках и забавные истории. Как-то снимали мы сцену «восьмеркой:» диалог снимается из-за плеча сначала одного, потом другого актера. Олега уже отсняли и начали меня – из-за его плеча. Я обращаюсь к Флоризелю-Далю: «Принц, я должен отомстить за смерть брата», а Олег при включенной камере тихонько спрашивает: «Игорь Борисович, вы купили кефир на ужин? Когда съемка закончится, нам же жрать будет нечего!» «Стоп! – кричит режиссер, – замечательно!» «Что замечательно? – возмущаюсь я. – Вы не слышали, что он сказал?» «Игорь Борисович, у вас от неожиданности так сверкнул глаз, специально это никогда не сыграть», – лукаво ответил Даль. Словом, меня разыграли, хотя обычно этим делом занимаюсь я, причем профессионально – за розыгрыши меня даже из театра выгоняли! Но я признаю только невинные розыгрыши. Подложить на стул человеку в белых штанах чернильницу или выскочить из-за угла и напугать до смерти – это идиотизм! Впрочем, каюсь, иногда тоже бываю коварен».

Правда, разыграть самого Дмитриева было делом непростым – он с присущим ему юмором мог выкрутиться из любого неудобного положения. Так, однажды коллеги решили ему отомстить. Когда на встрече со зрителями актерам на сцене вручали подарки, Дмитриев открыл коробку и на глазах у всех достал оттуда… ночной горшок с крышкой. По хитрым улыбкам коллег актер понял, чьих рук было дело. Актер вышел из нелепой ситуации, не растерявшись ни на миг. Он поднял крышку и, заглянув внутрь, радостно воскликнул: «Мои любимые сибирские пельмени! Горячие! Спасибо!». На этот раз удивленные лица были уже не у зрителей, а у его коллег.

Игорь Дмитриев был не только одним из самых остроумных, но и одним из самых снимаемых актеров советского кино: всенародно любимые и популярные.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290518/39125/