В конце советских учебников были репродукции патриотических картин (искусство всегда было в конце — культура на последней странице). И очень много было картин на тему войны. Ее тогда называли Великой и Отечественной. "Мать партизана", "Оборона Севастополя", "Письмо с фронта", "Защитники Брестской крепости", "Фашист пролетел", "Маршал Жуков" и т.д.
Цвел густопсовый детский милитаризм, которые учителя очень поощряли. Игрушечное оружие. Игры про войну — тебя уже убили, ты не можешь стрелять — а я из последних сил. А ты бы пошел с ним в разведку? А ты смог быть не выдать военную тайну на допросе? А вот если бы фашисты захватили бы страну, ты бы с ними сражался?
И все дети отвечали: конечно, сражался! На фронте или в партизанах. Уж я бы им показал. И погиб бы героически в бою. Как в кино — в замедленном падении. И на допросе ни слова бы фашистам не сказал.
И вот фашисты пришли и захватили твою страну. Убивают людей. Бомбят мирные города. Бросают в тюрьму за слово "мир". И оказывается, что подавляющее большинство приспособилось жить под фашистами. Занавески новые повесили. Жалуются, конечно, на дороговизну и на то, что в Европу теперь не слетаешь. Но в рестораны ходят. В велопробегах участвуют. Кизяки метают. Блины едят с лопаты. Но лучше всего придумывают оправдания:
1. Да не такие уж они и фашисты.
2. Можно подумать, что у вас не фашисты.
3. Да, фашисты — мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!
4. Да как вы смеете обвинять нас, думаете нам легко жить под фашистами, у нас тут гречка подорожала.
5. Сами вот сбежали от фашистов, так и молчите.
Но самые страшные из них, это не те, кто оправдывается, а те, кто выполнил свое детское обещание и ни слова не сказал. Кто не заметил фашистов. В чьих уютных дневниках есть про природу и про животных, а про фашистов — ни слова. Политика — это такая гадость, что мы можем сделать, а жизнь у нас только одна.
Всем — лучиков счастья и любви.