Игры со смертью Леонида Филатова

Игры со смертью Леонида Филатова

14 лет назад на 57-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался актер, поэт, режиссер Леонид Филатов. На театральной сцене и на съемочной площадке ему нередко приходилось играть собственную смерть, а в реальности последние 10 лет стали для него изнурительной борьбой за жизнь. Испытания, которые выпали на его долю, он считал неслучайными и говорил о том, что заслужил это наказание.

Леонид Филатов с семьей | Фото: uznayvse.ru
Леонид Филатов говорил: «Я живу быстро. Для меня это мучение, когда я вижу, как минуты тратятся впустую». В своей жизни он, наверное, не потратил впустую ни единой минуты. Многие его знакомые считали, что именно эта неутомимая работоспособность и самоотдача в профессии и сыграли с ним злую шутку, отняв все силы.

Проблемы со здоровьем начались у актера еще в 1980-х гг. Во время одной из репетиций «Чайки» режиссер обратил внимание на то, что Филатов, исполнявший роль Тригорина, поднимаясь с сиденья, старается поднять рукой ногу, и сделал ему замечание: «Леня, это перебор! Тригорин, конечно, немолодой, но и не старик. Ему всего 44». И услышал в ответ: «Да причем здесь Тригорин! Я не чувствую ноги, она у меня онемела». Позже актер рассказывал: «После этого я начал ощущать, как по спине нет-нет да пробежит какой-то холодок. Ощущение не из приятных. Сразу накатывают дурные предчувствия, в голову лезут нехорошие мысли. Я осознавал, что нужно заняться своим здоровьем, но времени на это у меня никогда не было».

Новости по теме:  
«Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём — агромадный объём» - Леонид Филатов

В начале 1990-х гг. Филатов, помимо съемок в кино и работы в театре, занялся еще и режиссерской деятельностью. Во время съемок фильма «Сукины дети» он перенес инсульт. Позже актер признавался: «Следовало чуть-чуть отлежаться. Друзья мне говорили: «Леня, остановись, так работать нельзя». Но я пропускал все это мимо ушей. Чепуха, считал. Сейчас понимаю, что судьба меня предупреждала: сделай паузу, переведи дух... Но предупреждение судьбы я проигнорировал. В результате фильм остался незавершенным. Сегодня завершить его уже невозможно».

Актер, поэт, режиссер Леонид Филатов | Фото: kino-teatr.ru
Его Жена Нина Шацкая вспоминала, что однажды в 1994 г. во время спектакля Филатов говорил слишком тихо и двигался чересчур медленно. Зрители в зале ничего не заметили, а коллеги решили, что он перед премьерой выпил. Только жена заподозрила неладное – она знала, что муж никогда не пил перед выходом на сцену. Оказалось, что это были последствия микроинсульта.

А потом начались бесконечные походы по больницам, один курс лечения за другим, борьба с гипертонией. Филатов сильно похудел и осунулся. У него обнаружили почечную недостаточность и сделали операцию по удалению почек. Следующие два года он практически не выходил из больницы, так как постоянно нуждался в гемодиализе. В 1997 г. ему пересадили донорскую почку, что подарило ему несколько лет жизни.

При этом Филатов не прекращал работать. В 1994 г. ему предложили вести на телевидении передачу «Чтобы помнили», в которой он говорил о незаслуженно забытых звездах «второго эшелона». Многие знакомые отговаривали его, зная о том, как близко к сердцу он принимает эти трагические истории. «Исповедовать вдов и бродить по кладбищам – не лучший способ собственного бытия. Но что это так аукнется в моей личной судьбе, доведет буквально до грани жизни и смерти, конечно же, предположить не мог. Меня стали отговаривать: мол, это не полезно для здоровья – шастать по могилам. Я напугался, не скрою. Но остановиться уже не мог», – говорил актер.

Все эти тяжелые годы жена постоянно находилась рядом, ни на минуту не теряя надежды на его спасение. Вместе они провели 20 лет, хотя полюбили друг друга задолго до того, как смогли пожениться. Однако на тот момент у обоих были семьи, и долгое время их роман был тайным. Устав от обмана и двойной жизни, в результате оба развелись. Долгие годы Филатов не мог избавиться от чувства вины и ощущения того, что все испытания посланы ему как наказание за грехи: «Я не святой. Меня было за что наказать». Он корил себя и за то, что после ухода Любимова из Театра на Таганке актеры устроили травлю новому худруку Анатолию Эфросу, в которой участвовал и Филатов. А после смерти Эфроса не мог себя за это простить.

Говорят, многие актеры опасаются играть собственную смерть из-за суеверий: сыгранное откладывает отпечаток на судьбу. Филатов рассказывал: «Мама считает, что ролью Филимонова в «Забытой мелодии для флейты», где мой герой переживает клиническую смерть, я накликал себе беду. Но я считаю, что ничего не накликал. Это моя судьба. Я убежден, что жизнь справедлива ко всему. Если Бог дает такие испытания, значит, так надо. А вообще у артистов есть такая байка, что когда много играешь собственную смерть, в особенности в кино, то все беды минуют. Я в кино умирал раз пятнадцать. А снимая фильм «Свобода или смерть», просто расстрелял себя в Париже».

Леонид Филатов и Нина Шацкая | Фото: uznayvse.ru
Было ли это знаком судьбы или случайным совпадением, но актера действительно ждала преждевременная смерть. При пересаженной почке даже легкая инфекция может привести к катастрофе. Осенью 2003 г. у Леонида Филатова диагностировали двустороннее воспаление легких, а 26 октября его не стало.

Актер считал, что после операции ему помогла выжить внучка Оля, которой и посвящено последнее и самое трогательное стихотворение Леонида Филатова.
***
Тот клятый год уж много лет, я иногда сползал с больничной койки.
Сгребал свои обломки и осколки и свой реконструировал скелет.
И крал себя у чутких медсестер, ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле, туда, на жизнью пахнущий простор.
Мы с Олей отправлялись в детский парк, садились на любимые качели,
Глушили сок, мороженое ели, глазели на гуляющих собак.
Аттракционов было пруд пруди, но день сгорал, и солнце остывало,
И Оля уставала, отставала и тихо ныла: «Деда, погоди».
Оставив день воскресный позади, я возвращался в стен больничных гости,
Но и в палате слышал Олин голос: «Дай руку, деда, деда, погоди...»
И я годил, годил, сколь было сил, а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили, никто их погодить не попросил.
Когда я чую жжение в груди, я вижу, как с другого края поля
Ко мне несется маленькая Оля с истошным криком: «Деда-а-а, погоди-и...»
И я гожу, я все еще гожу и, кажется, стерплю любую муку,
Пока ту крохотную руку в своей измученной руке еще держу.
 

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/261017/36460/