«Их присутствие было кошмаром»: о бесчинствах российских наемников в ЦАР

«Их присутствие было кошмаром»: о бесчинствах российских наемников в ЦАР

31 марта эксперты ООН обнародовали отчет, в котором обвинили наемников из России, известных как «ЧВК Вагнера», в серьезных нарушениях прав человека в Центральноафриканской республике (ЦАР). Журналистам Флоранс Морис и Шарлотте Коссе удалось получить эксклюзивный доступ к конфиденциальным документам, а также собрать свидетельства жертв, которые говорят о причастности сотрудников российских частных военных компаний к внесудебным казням, арестам, пыткам, грабежам и изнасилованиям. В ответ на расследование посольство РФ в Банги обвинило радиостанцию в распространении фейков.

Слон в посудной лавке

В столице ЦАР Банги о присутствии российских наемников и о злодеяниях, в которых они обвиняются, говорят тихо, конфиденциально и на условиях анонимности. «Это слон в посудной лавке. Мы видим только их, но делаем вид, что их нет», — говорит дипломатический источник. По официальной версии, их и вправду там нет. Российский посол в Банги говорит о присутствии 535 «инструкторов», которые «не принимают участие в боевых действиях», за исключением тех случаев, когда «они становятся объектом атаки».

Однако многие местные и иностранные источники эту версию опровергают, упоминая присутствие российских наемников в количестве от 800 до 2000 человек. Они действуют на стороне правительственных сил, часто «на линии фронта», на стратегических объектах, а также на контрольно-пропускных пунктах.

Для части населения, уставшей от оккупации и насилия со стороны вооруженных группировок, русские воспринимаются как спасители. Они сыграли решающую роль в контрнаступлении, которое позволило восстановить правительственный контроль над большинством крупных городов страны. Помимо этого, власти оказывают им мощную пиар-поддержку. Редко кто из инакомыслящих осмеливается публично ставить под сомнение их методы в той атмосфере страха, которая охватила некоторые регионы страны.

Нарушить омерту

31 марта эксперты рабочей группы Верховного комиссариата ООН по правам человека обнародовали отчет, в котором обвинили российских наемников в «серьезных нарушениях прав человека» в ЦАР. В документе речь идет о внесудебных казнях, арестах, пытках во время допросов, а также насильственном перемещении гражданского населения.

В отчете упоминается «ЧВК Вагнера», охранная фирма Sewa Security Services, которая считается одним из вагнеровских филиалов, а также горнодобывающая компания Lobaye Invest SARLU («Лобай инвест»). Обе компании были созданы в 2017 году, а в 2018 г., как писал The Bell, компания Lobaye Invest, которую связывают с петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, получила от центральноафриканских властей две лицензии на разведку и разработку месторождений золота, алмазов «и других полезных ископаемых, какие только найдет» на территории площадью 4 тысячи квадратных километров. В декабре 2019 г. после публикации информации, о том что «Лобай Инвест» ведет разработку алмазов в зонах, подконтрольных повстанцам (т.е. в нарушении запрета Кимберлийского процесса против «кровавых алмазов») МИД РФ опубликовал комментарий, сообщив, что добывающая деятельность компании ведется «в соответствии с законодательством ЦАР и правилами Кимберлийского процесса» исключительно на территории, подконтрольной правительству ЦАР.

Эксперты ООН утверждают, что собрали доказательства причастности сотрудников частных компаний, созданных с участием российских капиталов, к нападениям в ЦАР с декабря прошлого года, т.е. после президентских выборов, на которых был переизбран нынешний руководитель страны Фостен-Арканж Туадера.

Согласно внутренним докладам ООН, с которыми удалось ознакомиться, с начала года и до середины апреля зафиксированы сотни нарушений прав человека, совершенных представителями правительственной армии (FACA) и их российскими союзниками, либо только последними.

Префектура Уака, расположенная в 370 км к северо-востоку от столицы Банги, одна из наиболее пострадавших. Некоторое время ее административный центр Бамбари оказался в руках вооруженной антиправительственной «Коалиции патриотов за перемены», связанной с опальным экс-президентом ЦАР Франсуа Бозизе.

Повстанческие силы сорвали проведение там президентских выборов 27 декабря, а 15 февраля 2021 года правительственные силы и их российские союзники вошли в Бамбари, чтобы восстановить контроль над городом.

В этот день решающую роль сыграли так называемые «российские инструкторы». Повстанцы оказали им жесткое сопротивление. Спасаясь от боев, они скрылись в мечети Аль-Таква, где находились также мирные жители. По свидетельствам одного из очевидцев, российские наемники ворвались в мечеть и открыли огонь в то время как там находились женщины и дети.

«Они хотели убивать людей»

Два конфиденциальных отчета, с которыми удалось ознакомиться, подтверждают показания этих свидетелей. В одном из них, подписанном отделом по правам человека Миссии ООН в ЦАР (МИНУСКА), говорится о «чрезмерном применении силы» со стороны российских наемников. Сообщается также, что в мечети были «казнены трое молодых людей». «Они не пытались разобраться, кто повстанец, кто мирный житель. Они хотели убивать людей», — говорит источник из службы безопасности.

В тот же день аналогичная сцена повторилась в городском медицинском центре Элеваж у входа в одноименный лагерь для внутренне перемещенных лиц. Версии расходятся по хронологии фактов, но сходятся в одном: российские силы открыли огонь по поликлинике, в результате чего погиб по меньшей мере один человек. После двух дней боев в Бамбари в мечети были собраны трупы: всего около пятнадцати, согласно видео, которое было просмотрено RFI и верифицировано Amnesty International. Свидетель, присутствовавший при опознании тел, сказал, что среди погибших были «дети, пожилые женщины и старики, ставшие жертвами шальных пуль».

В то время об этих кровавых событиях было известно очень мало. 23 февраля делегация, состоящая из руководителей нескольких агентств ООН и НКО, а также главы департаменты охраны и безопасности ООН (UNDSS) и представителя посольства Франции отправилась в Бамбари, чтобы разобраться в ситуации. Однако миссия была прервана по приказу префекта региона Уака, который заявил, что «не был официально проинформирован».

Шестью неделями ранее другой инцидент произошел в 80 км к западу от Бамбари, у въезда в Гримари, где стояли правительственные войска и их российские союзники. Последние открыли огонь по грузовику, перевозившему товары и около 30 пассажиров, из-за того, что тот не остановился на контрольно-пропускном пункте, несмотря на предупреждение. В результате были убиты трое мирных жителей, 15 получили ранения. В конфиденциальном докладе ООН говорится, что в грузовике не было ни одного человека в военной форме. По шинам и двигателю машины не было сделано ни одного выстрела, а кабина, в которой находились пассажиры, была прицельно обстреляна. Это «может указывать на то, что стрелявшие намеревались убить как можно больше людей», — говорится в заключении.

На вопрос, почему машина не остановилась, один из членов экипажа объяснил, что грузовик старый и нужно время, чтобы переключить на более низкую передачу, к тому же блокпост не был виден издалека. Один из свидетелей вспоминает, что в конце русский солдат целился в грузовик из артиллерийского орудия, но представитель армии ЦАР предотвратил уничтожение машины. Во внутреннем докладе ООН уточняется, что речь шла о ракете. «Худшего удалось избежать», — говорится в документе.

Русские ищут шрамы

16 февраля правительственные силы с помощью «российских инструкторов» установили контроль над регионом Уака. Для местных жителей это означало завершение тяжкого периода власти вооруженных группировок, но и начало зачисток, проводимых армией и российскими союзниками. Показания нескольких источников сходятся: проводятся облавы и многочисленные аресты. Некоторые представители властей ЦАР на условиях анонимности говорят об их системном и неправовом характере.

Сколько человек было арестовано во время этих операций? На основании каких доказательств? Где они? В отсутствие официальных сообщений ответить на эти вопросы невозможно. Однако известно, что за последние недели в Бамбари растет число семей, разыскивающих пропавших без вести родственников. Те, кто пытаются искать своих родственников, получают угрозы расправы.

«Нам надоели повстанцы. Когда мы узнали, что идут русские, мы подумали, что это хорошая новость, — говорит родственник одного пропавшего жителя Бамбари. — Но когда вы видите, что они делают сегодня, вы задаетесь вопросом, пришли ли они напасть на повстанцев или на нас, мирных жителей».

На фоне атмосферы страха возросло и недоверие к русским. Они проверяют всех на предмет причастности к повстанцам. Особое подозрение у них вызывают люди, у которых на теле есть шрамы. Это расценивается, как один из признаков участия в боевых действиях, хотя наличие шрамов может свидетельствовать о перенесенных операциях. Представитель местной власти в регионе Босангоа, в 300 км к северо-западу от Банги, объясняет, что традиционные методы лечения предполагают надрезание лезвием кожи человека для нанесения целебных средств.

«Они меня мучили, как животное»

В списке грубых нарушений прав человека, задокументированных экспертами ООН, фигурируют акты сексуального насилия. В одном из докладов, датированном 25 февраля, описан случай группового изнасилования в Ялоке, расположенном в 200 км к северо-западу от столицы. В тексте говорится о том, что шестеро мужчин ворвались в дом к 24-летней женщине и «под угрозой оружия коллективно насиловали с 23 часов до 2 часов ночи».

Удалось собрать несколько свидетельств. 20-летняя Габриэла* рассказала о том, как 15 февраля в Банги пыталась поймать такси, чтобы успеть домой до комендантского часа. Остановилась машина, в которой находились семеро мужчин в военной форме. Девушка говорит, что это были русские, один говорил по-французски, у другого была борода и татуировки. Мужчины повезли ее в незнакомое место, где пятеро россиян один за другим всю ночь насиловали. «Они пытали меня, как животное… Я думала русские пришли нам на помощь», — говорит она. На следующее утро ее отпустили и под угрозой расправы приказали молчать. Сегодня она говорит, что испытывает страх при простом виде белого человека в военной форме. Обвинения в актах насилия касаются обоих сторон конфликта. В январе этого года  сообщалось о росте числа изнасилований, совершенных повстанцами. Источник в службе безопасности сообщил, что их жертвами становились женщины бойцов FACA.

Совсем недавно, вернувшись из Бамбари, представители Управления по координации гуманитарной деятельности ООН сообщили о том, что в городе и окрестностях тревожно возросло число случаев сексуального насилия.

Наблюдатели в Банги указывают и на грабеж, который устраивают «русские инструкторы¤». Деньги, еда, мотоциклы, телефоны… Они забирают все.

«Они даже убивают свиней. Они не покупают еду. Когда им хочется есть, они убивают животных, которых люди разводят. Они забирают их и едят. Они забирают матрасы, на которых люди спят, и даже пластиковые стулья. Они слишком много грабят!» — говорит источник из района Босангоа, который считается оплотом экс-президента Бозизе, координирующего вооруженных повстанцев из «Коалиции патриотов за перемены». По словам источника в области безопасности, это обстоятельство сыграло роль в целенаправленном насилии в отношении жителей этого района.

Российские наемники не только грабят, но и сжигают дома. Местная организация сообщает, что в коммуне Бензамбе были сожжены 120 домов, в том числе дом семьи бывшего президента. Несмотря на освобождение части района Босангоа, некоторые перемещенные лица по-прежнему не хотят возвращаться в свои дома.

В документах ООН говорится также о том, что наемники занимают общественные здания, в том числе школы и церкви. В Босангоа они до сих пор находятся в здании мэрии, а в городе Букоко, расположенном в 110 км к юго-западу от столицы, в течение двух месяцев русские заняли центр аграрных исследований. Примечательно, что они пришли туда первыми, а за ними уже — представители армии. Местный житель рассказал о том, что там сломали двери и устроили грабеж.

Удалось просмотреть фотографии, сделанные на станции вскоре после ухода российских войск. Они подтверждают описанные выше беспорядки. «Их присутствие было кошмаром», — говорит один из местных жителей. По его словам, немногие отваживались подойти к российской базе, за исключением случаев крайней необходимости для получения разрешения на поездку.

Это атмосфера террора

В стране, где доступ к правосудию затруднен, многие опасаются, что нарушения прав человека, в которых виноваты россияне, останутся безнаказанными. В ходе расследования несколько раз связывалась с источниками, которые утверждали, что рассматривали возможность подачи жалобы, но потом передумали. «Если вы осудите то, что они делают, вас сразу же обвинят в поддержке Бозизе. Это атмосфера террора, — говорит источник из гражданского общества. — Многие связываются с нами, чтобы рассказать, что происходит, но отказываются подавать жалобу. Поступали сообщения о смертельных угрозах тем немногим, кто рискнул это сделать».

«Мы тайно документируем происходящее в ожидании восстановления мира, — говорит местный депутат. — Русские не хотят, чтобы мы их фотографировали. Если ты достанешь телефон, то они его выхватят из рук. Они не хотят свидетелей». Любая критика в отношении русских вызывает подозрения со стороны властей, которые в официальной пропаганде постоянно восхваляют их действия.

Сбор доказательств затрудняет чрезвычайное положение и действующие ограничения по передвижению. Помимо этого, источник в международной организации говорит, что наблюдает всплеск обвинений во внесудебных казнях, но из соображений безопасности своих сотрудников не документирует такие факты. В ЦАР хорошо помнят об убийстве трех российских журналистов, которые в 2018 году приехали в страну снимать расследованием о «ЧВК Вагнера».

Между тем, за кулисами разгорается полемика о позиции миротворческого контингента ООН в ЦАР (МИНУСКА), который никак не реагирует ни на присутствие иностранных наемников в стране, ни на задокументированные факты грубых нарушений прав человека.

Соединенные Штаты, основной финансовый спонсор миротворческих миссий ООН, в конце сентября наложили санкции на связанные с Евгением Пригожиным компании, разрабатывающие месторождения в ЦАР. Как отметили в Минфине США, компания «М-Финанс» (зарегистрирована в Санкт-Петербурге) и «Лобай Инвест» (зарегистрирована в ЦАР, упоминается в отчете ООН) связаны с деятельностью в стране «ЧВК Вагнера». В санкционном списке оказались основатель «Лобай Инвест» Дмитрий Сытый, которого в Банги называют «переводчиком советника президента» Валерия Захарова.

В последнее время позиция главы МИНУСКА все же изменилась. 9 апреля, возвращаясь из поездки в Москву, Манкер Ндиайе объявил в эфире о расследовании злоупотреблений, приписываемых российским наемникам, и подтвердил, что Москва согласилась на сотрудничество. В тот же день российский советник по внутренней безопасности президента Туадеры Валерий Захаров отреагировал в твиттере, назвав эти заявления «ложными». Он утверждает, что связался по этому поводу с заместителем министра иностранных дел России Сергеем Вершининым. «Он сообщил мне, что приписываемые российским инструкторам преступления не были предметом его обсуждения с главой миссии», — сказал советник.

В любом случае, слова главы миссии представляют собой заметное изменение. В декабре 2020 года Манкер Ндиай в интервью сенегальскому общественному телевидению РТС без колебаний поддержал версию Москвы, согласно которой российские подразделения будут «инструкторами», размещенными на законных основаниях в рамках соглашения между Банги и Москвой.

«Прибытие русских — это прежде всего провал миссии ООН и всего международного сообщества. Настоящий скандал — это необходимость привлекать тысячи наемников, когда в стране уже более 10 тысяч миротворцев», — говорит источник в области безопасности.

19 апреля, перед публикацией, RFI представило результаты своего расследования пресс-секретарю президента ЦАР Альберту Ялоке Мокпеме, а также пресс-секретарю правительства Анж-Максиму Казагуи. Они не ответили на запрос о комментариях. Однако позже представитель правительства сообщил о намерении создать комиссию по расследованию с целью пролить свет на указанные факты. При этом власти выразили удивление выдвинутыми обвинениями и поставили под сомнение их обоснованность. На расследование RFI отреагировало и посольство РФ в Банги, обвинив радиостанцию в распространении «фейковых новостей».

«Мы с сожалением отмечаем, что, публикуя эту статью, известная радиостанция присоединяется к созданию фейковых новостей, служащих интересам преступников, которые замышляют свергнуть законное правительство», — говорится в коммюнике российского посольства.

Ранее посольство России в ЦАР, к которому обратилось за комментарием, в ответном письме, размещенном также в Facebook, назвало «спекуляцией» информацию, которую обнародовали эксперты ООН 31 марта. Посольство считает, что экспертная группа «должна была сосредоточиться на расследовании преступлений, совершенных наемниками вооруженных формирований, в частности Коалицию повстанцев за перемены». Посольство РФ призывает экспертную группу провести «беспристрастное расследование», чтобы выяснить, «кто их спонсоры и кто снабжает их оружием». В дипломатическом ведомстве повторяют, что «российские инструкторы не являются наемниками и прибыли в ЦАР по официальному запросу властей и после уведомления Совета Безопасности ООН».

Также связалась с людьми в Банги, связанными с тремя компаниями, которые упоминаются в отчете ООН. Среди них и основатель Lobaye Invest Дмитрий Сытый. Однако никто на запрос не ответил. С не имеющей юридического статуса «ЧВК Вагнера» связаться не удалось.