50-летие со дня убийства латиноамериканского революционера Эрнесто Че Гевары сегодня отмечается как одна из самых важных исторических дат. Даже спустя столько десятилетий после своей гибели Че остаётся кумиром миллионов, он стал персонажем массовой культуры, его изображения на футболках не зазорно носить даже далеким от коммунистических идеалов людям. И в этом - особенность мифа Че Гевары.
Потому что каждый, кто надевает футболку с изображением Гитлера или Сталина, точно понимает, какие взгляды отстаивает. Система ценностей Че Гевары практически неотличима от взглядов других негодяев. Маньяк-убийца, кровавый фанатик, циничный лжец - пожалуй, каждое из этих определений не в полной мере отражает характеристики этой личности.
Че оказался латиноамериканской реинкарнацией российского революционера Льва Троцкого - только без организаторских талантов и интеллекта организатора Октябрьского переворота и адепта «мировой революции». Зато с куда большей страстью к деструкции.
Политическую карьеру Че Гевары часто связывают с Кубой, но на самом деле он не имел к этому острову никакого отношения, его жизнь - поездки по всей Латинской Америке, попытки примкнуть к любому восстанию, которое можно использовать для дальнейшего насаждения коммунизма.
Че стал своим в банде братьев Кастро, потому что поверил в возможность победы группы авантюристов. Он сыграл ключевую роль в уничтожении кубинской демократии, которая только вставала на ноги после бегства диктатора Батисты. И он был одним из тех, кто убедил Фиделя Кастро в том, что с помощью коммунистической идеологии он сможет создать не просто бандитский, но «идейный» режим. «Не следует устраивать волокиты с судебными разбирательствами.
Это революция, доказательства тут вторичны» - орал активист на судей. Гевара был настолько одержим убийствами, что мечтал с помощью советских ракет на Кубе развязать третью мировую войну. Отказ Хрущева от размещения ракет стал ударом и для Кастро, и для Че.
Но Кастро решил удовлетвориться десятилетиями издевательств над кубинцами. А Че Гевара просто покинул Кубу, остров стал ему не интересен. Маньяк воевал то в Конго, то в Боливии - там и был уничтожен 50 лет назад. Но уже тогда он был «революционной иконой», уже тогда стал святым альтернативной коммунистической религии.
Это почитание Че - ответ на вопрос, почему так долго ничего не получается у стран Латинской Америки, которые разрываются между государством и анархией, между диктатурой и «справедливостью».
Если заменить ответственность справедливостью, всегда появится монстр. Он может быть не таким страшным, как Че Гевара. И он не обязательно будет из другой страны - хотя и и нас любят иностранцев-разоблачителей. Но он всегда будет лелеять твою ненависть и не даст тебе ничего построить. Для современной Украины с ее полулистами и атрофией гражданской ответственности за действия власти это точно также актуально, как и для Латинской Америки.