В рамках 25 Форума издателей во Львове украинский публицист, писатель и журналист Виталий Портников презентовал свою книгу «Колокола Майдана», которая стала окончанием трилогии, начатой в 2010 году «Тюрьмой для ангелов» и «Богородицей в синагоге». Книга охватывает тексты политической публицистики, написанные в течение октября 2011-го – января 2018 года – дневниковые публицистические записи, которые связаны с людьми, местами, размышлениями. По словам автора, это такая энциклопедия публицистических поисков.
«Единственное, что отличает построение этой книги от предыдущих, – то, что в ней Майдан – это не событие, которое можно рассказывать еженедельно. Эта книга – это еще и дневник Майдана в буквальном смысле слова по принципу: день Майдана – день наблюдения. В ней передано то, как на самом деле развивались события с дня, начала Майдан», – сказал Виталий.
Сочиняя эти книги, автор хотел отдать дань памяти Ежи Гедройцу, который собственно начал такие публицистические дневники указатели, и Виталий думал это продолжить на украинской почве.
«Я сначала попытался быть Витольдом Гомбровичем. Конечно, это великий писатель, экспрессионист и у меня нет такого видения мира, как у него, но так или иначе я хотел разговаривать с читателями той самой интонацией, с которой он разговаривал в своих дневниках – такой интимной интонацией. Но в определенный момент я понял, что Гомбрович из меня не выходит. Возможно, потому, что общество изменилось. Я понял, что надо искать не просто интимную беседу с читателями, но и искать какие-то программные установки, которые будут важны для общества, страны. Так я из Гомбровича превратился в Матуеша Моравецкого – публициста культуры, который создал основы польской внешней политики, которые так или иначе дали нам возможность объясниться с поляками, по крайней мере в первое десятилетие нашей независимости», – отметил Виталий Портников.
Он считает, что украинскому обществу еще придется сдать немало важных экзаменов на понимание собственной ситуации, ситуации вокруг, реализма. Виталий до сих пор неуверен, что мы живем в обществе, которое реалистично смотрит на происходящее.
Предлагаем краткую верификацию прямой речи автора книги.
Останется кто-то один: либо демократическая европейская Украина, либо имперская Россия
Не думал, что доживу до этого дня, когда Россия совершит эту роковую ошибку – решит напасть на Украину, чтобы ее уничтожить, – и теперь мне не придется никого убеждать, что мы имеем дело с реальным враждебным организмом. Вдвоем мы не удержимся на этой цивилизационной ступени – останется кто-то один: либо мы, либо они. Мы сейчас живем в мире, где есть Украина, которая хочет быть частью цивилизованного мира, и имперская Россия, которая хочет все вокруг присоединить к своему цивилизационному выбору. Но будет либо великая Россия, которая будет заканчиваться где-то на Збруче, либо европейская Украина, на Хуторе-Михайловском, которой будет начинаться Китай.
Исторический процесс идет так, как он должен состояться
Многие из событий Майдана можно было предвидеть, потому что всегда руководствуюсь законом исторического императива – не верю, что история – гуманитарная наука. Знаю, что это точная наука – ничто не может произойти иначе, чем это запрограммировано исторически. Исторический процесс идет так, как он должен состояться. Скажем, если империя находится в состоянии своего разложения, дегенерации (а мы не просто свидетели этой дегенерации российской империи, а в определенной мере ее часть), то она делает все ошибки, которые должна сделать. Даже если предлагаются рецепты спасения империи с точки зрения здравого смысла, то они не проходят, а всегда побеждает самый безумный вариант. Так было в истории Византийской, Османской, Австро-Венгерской империй. И так происходит сейчас с Российской федерацией. Мы – заложники этого процесса. Империя может получить второе дыхание только, если она нас интегрирует в свой состав. Но она не может этого сделать с точки зрения исторических процессов, но осознает, что должна это делать до тех пор, пока не умрет.
Должны построить сильное УКРАИНСКОЕ государство
Многие страны делали те же ошибки, что и Украина в начале 90-х, – не очень понимая, что такое целостность государственного организма, как эта целостность совпадает с государственными границами.
Мы упрекаем себя, что не сделали необходимые реформы: экономические, политические, социальные, не интегрировали огромную часть своей территории – Крым и Донбасс – в украинское цивилизационное поле. Мы только сейчас начали этим заниматься.
Процесс, который идет сейчас, для нашей страны очень позитивный, – это коридор возможностей. Если бы не было российского нападения на Украину после 2014 года, мы продолжали бы жить в том болоте, в котором жили до тех пор.
Теперь есть четкое понимание, что Россия – это враг, который хочет сжечь наш дом. Коридор наших возможностей и в том, что Россия такая, какова она сегодня. «Представьте, что мы победили и Россия пала. И из-за этого у нас тысячи беженцев. Европейский союз с нами подписывает сделки на миллионы, чтобы мы их никуда не выпускали. Другой вариант – наши усилия приводят к демократизации России – там появляется демократическое правительство, президент Путин приезжает и извиняется за Крым и Донбасс, отдают нам территории. Но он в Киеве не остановится, а на следующий день поедет в Берлин, Париж, Вашингтон, где все будут говорить, как они счастливы, что с Россией теперь можно интегрироваться, а о нас забудут.
Это не шутки, а то, что нас может ожидать, если мы до этого времени не построим сильную украинскую державу не только с экономической точки зрения. Потому что на самом деле Украина до сих пор не украинское государство. Если мы хотим выжить, мы должны понимать, что мир еще не раз изменится. И мы в этом мире сможем выжить только тогда, когда построим Украину, которая будет государством с нашими с вами ценностями – пониманием истории, языке, уважением к правам человека, акцептацией государственного наследия, что люди разных национальностей будут считать себя украинцами, а этнические украинцы будут уважать их культурные и языковые права. Это и есть украинская Украина, до 2014 года это была еще переименованная ССР, которая только прикидывалась Украиной.
Очень надеюсь, что смогу принять участие в строительстве той Украины, которой нам хочется, а не такой, какой ее видят наши враги: российской колонии, в которой украинец – это нечто второстепенное, селюк, который зависит от государства, думает, что это государство должно ему платить зарплату, пенсию, что он не должен проявлять своей инициативы, а ждать какой-то манны небесной.
Спасением последних лет в том, что у нас в государстве уже нет денег для людей, которые здесь живут. За кого бы они не голосовали, этот человек будет старательно выполнять все требования МВФ. Мы будем диктовать свои условия только тогда, когда сможем сами зарабатывать себе на жизнь.