Инаугурация нового украинского президента Владимира Зеленского проходит на фоне первого в его карьере большого и демонстративного внешнеполитического конфликта. Но не с руководством Российской Федерации – ее представителей вообще не стали приглашать на инаугурацию шестого президента Украины. Это – конфликт с администрацией президента Соединенных Штатов. И этого еще несколько недель назад не ожидали ни в Киеве, ни в Вашингтоне.
На инаугурации Зеленского США будет представлять американский министр энергетики Рик Перри – и это сознательное снижение уровня представительства. На инаугурации Петра Порошенко в 2014 году Соединенные Штаты представлял вице-президент Джозеф Байден.
Зеленскому придется отвечать на вызовы
Да, конечно, тогда для американцев было важно продемонстрировать легитимность новой украинской власти – прежде всего перед Россией, на территорию которой бежал бывший президент Виктор Янукович. А сейчас в легитимности Зеленского не сомневается никто. Но, тем не менее, уровень американского представительства – еще одно доказательство того, что жесткие заявления адвоката Трампа Рудольфа Джулиани относительно нового президента Украины не являются ни случайностью, ни его личной инициативой.
Если свести эти заявления к какому-то общему знаменателю, то мы увидим, что они касаются как национальных интересов Соединенных Штатов, так и личных интересов Дональда Трампа. Это отнюдь не всегда одно и то же, но Зеленскому придется отвечать на оба вызова.
Распрощаться с Коломойским
Первый из них, который касается собственно американского подхода, связан с отчетливым желанием Вашингтона минимизировать влияние на бывшего шоумена его недавних покровителей из олигархического мира.
Проще говоря – если Зеленскому нужна американская поддержка, он должен окончательно и бесповоротно распрощаться с Игорем Коломойским и не назначать людей олигарха – прежде всего его юриста Андрея Богдана – на ключевые должности в своей администрации.
Говоря шире – Зеленский должен доказать Белому дому, что на посту президента Украины он не будет марионеткой олигархических кланов и не станет считаться с людьми, у которых есть интересы в Москве.
Но это, как ни странно – еще не самая сложная задача. Потому что ее исполнение еще можно как-то себе представить – хотя бы теоретически.
Угодить Трампу
Гораздо сложнее Зеленскому будет угодить интересам самого Трампа, который может воспринимать расследование «украинского следа» в предвыборной кампании 2016 года и связь этого следа с бизнес-интересами семьи того самого Джо Байдена в Украине важной частью стратегии своего переизбрания на второй срок. Выбрать между Трампом и Коломойским еще теоретически возможно, потому что Трамп способен защитить Зеленского от Коломойского (хотя и это вопрос).
Но Трамп не сможет защитить Зеленского от Байдена, если последний будет избран президентом Соединенных Штатов. И тут новый президент Украины оказывается перед действительно неразрешимой задачей. Но самое главное – без исполнения обоих требований он не сможет рассчитывать на поддержку Белого дома – по крайней мере, пока в Овальном кабинете не Байден, а Трамп.
И это охлаждение отношения Вашингтона к новому украинскому лидеру не могли не заметить американские союзники – именно поэтому не только американский уровень представительства на инаугурации отличается от 2014 года, но и уровень представительства ведущих стран Запада тоже. Конечно, все можно списать на плотные графики, на протокол, на все, что угодно. Но трудно опровергнуть тот печальный для Киева факт, что Украина буквально на глазах начинает утрачивать свое геополитическое влияние, что транзитом власти в стране начинают пользоваться те силы на Западе, которые давно хотели договориться с Владимиром Путиным – и вот, решили, что время пришло.
Без Америки – как бы новый украинский президент и его окружение не относились к Трампу или Джулиани и их требованиям – это влияние восстановлению не подлежит.