Исследование: в школах нарушают права детей

Исследование: в школах нарушают права детей

22% опрошенных школьников утверждают, что учителя периодически унижают учеников перед всем классом. Об этом свидетельствуют результаты пилотного мониторинга состояния образования в области прав человека и соблюдения принципов прав человека в учебно-воспитательном процессе в школах, проведенного Украинским Хельсинским союзом по правам человека.

По информации Центра информации о правах человека, результаты пилотного мониторинга были частично представлены в конце октября во время дискуссии «Права человека в школе: как популяризировать ценности среди детей».

Так, согласно результатам опроса, 29% школьников сообщили, что учитель периодически публично комментирует внешний вид ученика. Так же 29% школьников утверждают, что учитель периодически грубо разговаривает с учениками.

40% школьников указали, что их задерживают на перемене после урока.

В то же время только 2% отметили, что учитель периодически применяет к ученикам физическую силу, а 56% - что этого никогда не делает.

Методист кабинета развития образования Львовского областного института последипломного педагогического образования, эксперт программы «Понимаем права человека» Ирина Костюк отмечает, что в школах сегодня происходит большое количество нарушений прав детей.

По ее словам, примеры, приведенные в родительской группе БатькиSOS, позволяют сформулировать перечень наиболее частых нарушений прав человека и прав ребенка, которые происходят в школах.

«Это и право на приватность и право на свободу собственных действий в пределах определенных правил, и насилие со стороны учителей и физическое, и психологическое, и вымогательство денег с родителей», - отмечает Костюк.

Она рассказала, что опрошенные учителя при этом часто не признают своих нарушений.

«Учитель считает, что если он дал подзатыльник, или дернул ребенка, или выбросил его кроссовки в окно, потому что показалось, что они грязные, то это не применение физической силы», - говорит Костюк.

Она также отметила, что педагоги часто совершенно не умеют читать законодательство, никогда не читают нормативных документов, касающихся деятельности школ и не знают, что записано в школьном уставе. А в контексте образования по правам человека очень важен компонент готовности педагогов, которые, в частности, должны придерживаться принципов прав человека в отношении детей.

В Украинском Хельсинском союзе по правам человека объясняют, что опрос не является полностью репрезентативным. В нем приняли участие ученики, учителя и родители около 20 школ по всей Украине, которые являются участниками проекта «Школа - территория прав человека». Эти школы открыли себя для исследования, цель которого - выявить тенденции проблем в сфере образования по правам человека и в сфере соблюдения прав человека.